Что значит поясни за подвороты: что это значит и как пояснить

Содержание

С вопросом «Ты правый?» нижегородских подростков избивают за камуфляж и подвороты

В Нижнем Новгороде и некоторых городах Нижегородской области активизировались «модники», которые избивают людей за «неправильную одежду». 

В 2016 году в городах Нижегородской области появилось новое течение: подростки собираются группами и заставляют тех, кто, по их мнению, неправильно одет, «пояснить за шмот». Предметом конфликта может стать что угодно. 

За поддельную одежду, камуфляж, подвороты и даже брендовые вещи нижегородцев недоброжелательно встречают на улицах города со словами «Поясни за шмот». Подростки набрасываются на ровесников, избивают их, а иногда и забирают одежду. К одному из горожан Антону Погодину (фамилия изменена) уже неоднократно приставали на улице из-за внешнего вида. Пострадавший и шокированный новым направлением Антон рассказал подробности.

— Я очень люблю джинсы с подворотами, штаны цвета хаки, а иногда ношу камуфляж. Никогда не сталкивался с проблемами из-за этого. А недавно на улице меня остановили трое парней и начали задавать странные вопросы: «почему в камуфляже?», «зачем подвороты?», «поясни за шмот». Честно, я растерялся и даже не знал, что ответить. Один из них начал меня толкать, а второй загородил проход. Мне чудом удалось избежать драки — я сумел убежать. Даже не думал, что в наше время такое возможно, — рассказал Антон.

К сожалению, этот случай в Нижнем Новгороде далеко не единственный. Подобное поведение поддерживают и девочки-подростки. Так, совсем недавно горожане обсуждали нашумевшее видео, где в драке сцепились две школьницы. Отчетливо было слышно, как одна из них кричит «Поясни за шмот» и продолжает бить свою соперницу. 

Скриншот из видео из соцсети «ВКонтакте

Это подростковое движение распространено и в Сети. Существуют даже специальные сообщества, где нижегородские «модники» придираются к подросткам с подворотами или камуфляжными принтами. В эти группы выкладывают фотографии школьников, указывают их личную информацию и просят «наказать» за ненастоящие бренды. 

Подписчики группы сообщили, что движение называется «Правые модники». При этом подростки не до конца понимают, на чьей они стороне. В основном в этих группах состоят ради забавы.

16-летний нижегородец Андрей Козлов (фамилия изменена) рассказал, что состоял в одной из таких групп и следил за ее деятельностью.

— Все желающие скидывали в записи группы фото людей и просили их избить за стиль «милитари», подвороты на штанах или китайские бренды. Я не понимаю, для чего это делается, и считаю, что каждый имеет право одеваться, как хочет, — заявил Андрей.

Однако, не все участники группы согласны с Андреем. Один из «правых модников» пояснил, для чего это нужно и попытался оправдать это движение:

— Это создано не просто ради развлечения. Это своеобразный суд, чтобы высмеять, унизить человека. Люди должны понимать, что нельзя носить одежду военного стиля просто так — ее надо заслужить. 

Кстати, администраторы паблика и «знающие» люди утверждают, что универсальный ответ на вопрос: «Поясни за шмот?» все же есть. Если вы оказались в такой ситуации, надо говорить: «Мама купила». Нас заверили, что это гарантированно отвадит недоброжелателей.

Как реагировать на нападки сверстников и может ли это повлиять на чувство стиля подростка и желание выделиться в будущем, отвечает нижегородский психолог Александр Крапивин.

— Эта проблема находится вне времени. Подростки всегда приставали к сверстникам, которые чем-то выделялись. Единственный выход из ситуации — не носить одежду, которая вызывает такую реакцию. Любое издевательство в юном возрасте может отложиться на психике и поменять мировоззрение в будущем, если на момент нападок человек не смог этому противостоять. Значит, если подросток не сможет ответить на вопрос «Поясни за шмот?» и избежать унижения, то в будущем у него возникнут проблемы с проявлением личности и чувством стиля, — отметил специалист. 

Какие проблемы из-за одежды бывали у вас? Оставляйте комментарии под новостью

Чем же не угодил горожанам камуфляж и что сейчас является модным среди подростков, мы узнали у нижегородского стилиста Артема Григорьева. 

— Осенью-зимой стиль «милитари» в моде. Причем в самых разных своих проявлениях: и камуфляж, и форма моряков, и форма летчиков. Сейчас этот стиль очень актуален. В мире нестабильная обстановка и многие люди прониклись этим настроением, в том числе и именитые дизайнеры.

Следите за новостями на сайте progorodnn.ru

«Поясни за шмот»: разговор с пензенским офником

– Как вы стали офником?

– Им может стать любой, как ауешником или хипстером. Надо только желание и возможность попасть в нужную компанию. Офником я стал в школьные годы. Сейчас в «завязке». Делал это от безделья и, если быть до конца честным, то наверное, местами мне это нравилось.

– Вы собирались компанией и?..

– Ну, в основном «прессовали» подростков за прически [немужские] и шмот. Я потом перестал с друзьями ходить, надоело. Стал в школе наезжать на тех, кто приставал к мелким за эту фигню. Наверное, тогда уже понял, что это неправильно. А я в этом разбирался – не одного офника до слез довёл.

– Другими словами, вы стали офником, который спрашивал с других офников?

– Да, «сломал систему».

– В чем особенности этой субкультуры?

– Если говорить конкретно про Пензу, то у нас различают чётко офников настоящих и офников-позёров. Настоящие – это реальные фанаты, болельщики, которые часто ходят на матчи, всегда в теме, [устраивают потасовки] с фанами других команд. «Забив» – это так называется. К подросткам они не пристают. Максимум могут спросить с тех, у кого на одежде есть оскорбление их команды. Типа «Спартак – чемпион, а Динамо [не чемпион]». Вот таких они могут [побить].

–А позеры?

– Они со всех спрашивают. Сами стараются ходить в настоящих дизайнерских шмотках. В Пензе популярна, например, одна марка. В других городах – другая. И вот они объединяются и докапываются до тех, кто ходит в таком же. Типа «свой-чужой».

– Как это происходит?

– Всё просто. Заприметил челика со спортивной нашивкой от какой-нибудь известной фирмы или какой-нибудь модный шмот. Подходишь, спрашиваешь: классный прикид, где купил? А у тебя только он или еще есть такие же? Если парень в теме, он знает, что ответить, нет – звонишь своим, говоришь: объявился, не может пояснить за шмот. Свои подваливают, вы челика вместе прессуете. Как-то так. Можешь и один прессануть, в принципе, если в себе уверен.

– Разве толпой честно на одного?

– Конечно, нет. Я же говорю – это позёры. Не настоящие офники. По крайней мере, у нас так считается. По сути, просто шпана. Я таким же был, не отрицаю. Просто раньше не понимал.

– Что нужно отвечать, чтобы не побили?

– Когда тебя спрашивают «где купил» – «мама купила», «поясни за то-то» – «пояснять ничего не обязан», можно даже в ответ наехать: «сам-то поясни, шов покажи». Правда, трогать офника или пытаться его ударить первым не стоит – он быстро ответит, не задумываясь. Главное показать, что ты в теме. Конечно, модникам, им сложнее приходится… А так, можно до чего угодно [доискаться], конечно. Даже до шлёпанцев. Типа «чё как из деревни?»

Хотите поделиться своей историей? Сообщите в редакцию progorod58.ru. Звоните 8 (967) 701-80-04, оставляйте сообщение на сайте в разделе «Добавить новость» или присылайте в группу «ВКонтакте». Получите заслуженный гонорар, если ваша история станет новостью.

Кроме того, подписывайтесь на наш канал Дзен чтобы первыми узнавать о главных новостях и важнейших событиях дня.

За какую одежду подростка могут побить?

Не первый год с настораживающей регулярностью обсуждается молодежное явление «поясни за шмот». Подросткам приходится «отвечать» не только за музыкальные пристрастия или территориальную принадлежность («с какого ты района?»), но и за внешний «лук». И если вдруг выглядишь как-то не так, как надо, могут попросить пояснить. На практике — совершить разбойное нападение ради куража, «по понятиям» или с целью присвоения чужого имущества.

«Литтлван» вместе с экспертами попробовал разобраться, что же это за явление, как с ним бороться и стоит ли?

Не так давно одна из мам «Литтлвана» поделилась: «Сегодня с ребенка сняли ветровку… Не знала, что эта фирма может кому-то не понравиться, даже в голову не приходило. Подошли, спросили: «Где покупал?». Мой ответил, те ему: «Это подделка, снимай!». Этот рассказ — классическая иллюстрация «пояснения за шмот». Но бывает и серьезнее: могут еще и побить, сняв это на видео и выложив в интернет.

Откуда что берется?

Офники, правые, левые, кэжуальщики — вот лишь несколько определений для тех, кто знает, какие бренды носить, как с одного взгляда отличить оригинал от подделки, кому можно ходить в джинсах с подкатами/подворотами, кто имеет право надевать камуфляж, панаму, анорак и так далее. Если вдруг по незнанию оделся в соответствии с «дресс-кодексом» какой-то субкультуры, то по понятиям тех, кто ее представляет, должен пояснить.

Хотя сейчас это уже условно — тема, что называется, ушла в народ, и теперь спрашивают «за шмот» все кому не лень. При этом одежда, за которую просят пояснить, стоить может весьма недешево.

Tommy Hilfiger, Stone Island, Burberry, Fred Perry, Napapijri, The North Face, Ralph Lauren Polo, Thrasher, Supreme, Vans Old Shool, Гоша Рубчинский — оригинальную одежду и обувь этих брендов может позволить себе далеко не каждый. Марки одежды категории «масс-маркет» среднего ценового диапазона у «поясняльщиков» совсем не котируются. H&M, Crop, Bershka, Pull&Bear и прочие бренды, которые принято считать наиболее подходящими для молодежи, в их понимании — «зашквар», недостойный внимания.

Панамки и камуфляж не надевать

Отдельное явление — уличная мода. Тем, для кого улица как дом родной, по душе бренды «Питерский щит», «Спутник 1985», «Волчок» и прочий русский streetwear, а также весьма агрессивные принты и слоганы: черепа, кастеты, скрещенные ножи, «невиновных нет» и прочее. А поскольку искушение быть модным присуще всем, случаются ситуации, когда в футболку «Спутник 1985» возьмет, да и оденется самый обычный подросток. И это тоже будет поводом спросить «за шмот».

«Мне тут объяснили, что подкаты, низкие кроссовки, камуфляж и что-то там еще (панамки, вроде) — это отличительные признаки «правых» (или ультраправых). И избить могут как за то, что человек принадлежит к ним и соответствующе одет, так и за то, что оделся «типа модно», но по убеждениям не соответствует», — рассказала «Литтлвану» одна из мам, решившая разобраться, что к чему.

«Купил анорак, джогеры, камуфляж и… электрошокер»

Реакция самих подростков на опасность «пояснить» разнится. Кто-то просит родителей не покупать одежду «запрещенных» фирм. Другие намеренно одеваются в то, за что могут спросить, и появляются там, где чаще всего происходят столкновения. Таких уже успели прозвать «добровольными жертвами». Что не совсем так. Эта категория почти всегда владеет каким-то боевым искусством и ищет повод применить его на практике, но при этом соблюсти спортивное поведение: не нападать первым, а защищаться.

«Купил анорак, джогеры камуфляж и… электрошокер. Еще спрашивал, где панамы продаются. Как спасать ребенка и мозг вправить, просто не знаю», — поделилась с «Литтлваном» своими волнениями другая мама.

А еще существуют многочисленные группы в соцсетях, где выкладывают фото подростков не в той одежде, а подписчикам предлагают обсудить их внешний вид, найти и заставить «пояснить за шмот». В комментариях бурно обсуждают «лук» и «паль-патрули». В этих же сообществах есть и видео с самим процессом «пояснения за шмот». Возмущенная общественность требует удалять группы «поясняльщиков» за призывы к насилию. Но как только одну блокируют, тут же появляется ее точная копия.

Страх — естественная реакция родителей

Страх, что и твоего ребенка могут спросить «за шмот», — естественная реакция родителей. Но допрос отпрыска в попытке узнать, пристают ли в районе/школе/дворе из-за того, как и во что одет, не гарантирует, что полученный ответ будет правдив. Поэтому одни «спасаются», изучая список «опасной» одежды и следя, чтобы такой не появлялось в гардеробе. Другие стараются не отпускать одних и учат, если что, отвечать: «За шмот не отвечаю, покупала мама» (нет, это не стыдно!). Есть и такие, кто пользуется услугами «авто-няни» (да, для подростков, ну и что?). Однако нередко родители не предпринимают никаких действий. Кто-то находится в ступоре и не понимает, как действовать. Кто-то считает, что это лишь подростковые разборки, не заслуживающие внимания. А кто-то счастлив тем, что всего-то сняли куртку, а сам ребенок жив-здоров.

Безобидная забава или уголовно наказуемое деяние: что говорят эксперты?

«У ситуаций, связанных с детьми, всегда есть нюансы. Сколько лет нарушителям и какой вред был причинен ребенку? Порвали куртку или избили, оскорбляли или склоняли к каким-то действиям — от этого будут зависеть ваши действия и мера ответственности. В некоторых ситуациях возможны только гражданские иски к родителям. Если вашему ребенку досталось физически, то реагировать нужно быстро. Зафиксировать побои в медучреждении и написать заявление в полицию по месту происшествия, сообщить о случившемся в органы опеки и в школу. Стоит ли привлекать СМИ — решать родителям. Публичность таких ситуаций, как правило, ускоряет работу госорганов. С моей точки зрения, стоит. Хотя бы для того, чтобы не давать таким ситуациям развитие и наглядно показывать, что любое правонарушение имеет свои последствия».

«Мы фиксируем сейчас формирование нового типа молодежных потребительских практик, некую популяризацию образа 90-х. Сложно сказать, работают ли это маркетологи или же это запрос от самой молодежи. В постсоветской России, чтобы принадлежать к какой-то субкультуре, нужно было обязательно доказывать свою принадлежность. Субкультуры определяли, какую музыку слушать, как одеваться, кого считать своим гуру. У каждой группировки в разных городах были свои типы визуальной узнаваемости (казанский феномен, люберы, скинхэды и так далее). Потом возникли смешанные типы. Жесткие границы, требующие четкости, уже не требовались. На один день можно было стать панком, на другой рэпером, и ничего в этом не было особенного. Сейчас мы видим возврат поиска аутентичности и правды. Это философские вещи, но они очень значимы для молодежи. У молодежного большинства, варианта современного гопничества, это выливается в игру «поясни за шмот». Да, это хорошо забытое старое, но проявляется оно по-новому, так как сегодня слишком много вариантов видовых идентичностей, границы которых поддерживаются не четко».

«В подростковом возрасте потребность найти своих так велика, что морально-этический компонент часто мало значителен. И ценность одежды действительно важна. Это способ определиться и реализоваться в своей среде. Поэтому просто запретить ребенку опасную, с точки зрения родителей, одежду — плохой вариант. Нужно не пугать историями про опасности, а вкладываться в отношения, проговаривать свои страхи с детьми, повышать ценность подростка, его тела и жизни и обсуждать, что делать, если такая ситуация произойдет.

Если на ребенка напали, то это очень травматично и для него, и для родителей. Важно понимать, что это могло случиться с любым. Основная задача родителей здесь — не терять голову от страха и дать поддержку, проговорить и признать все чувства, возникающие в связи с ситуацией: страх за жизнь, злость (на обидчиков, родителей на ребенка и ребенка на родителей, что не были рядом и не защитили), стыд, вину, печаль, беспомощность и ограниченные возможности в обеспечении безопасности. Важно прожить всю ситуацию, а не стараться забыть».

2

0

36378

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Бьют за «государство»?: sapojnik — LiveJournal

Интересные поветрия! Вот, читатели сообщают «с мест»: «У нас в Самаре появились подростки, которые избивают за одежду с расцветкой камуфляж. Причем и детей, и ровесников, и постарше, нападают группой. Сыну моей знакомой сломали позвоночник, и он не один такой в больнице был, несколько человек так же за камуфляж». Пишет моя «френдесса», как нетрудно догадаться, из Самары.

Звучит настолько дико, что поначалу как-то и не верится. В наше время (конец 80-х), были, помнится, «любера», которые тоже отлавливали сверстников в «неправильном прикиде» — но тогда таким считалось (у «люберов») совсем другое: серьга в ухе, панковская прическа, какие-нибудь там штаны дудочкой… В общем, били предшественников современных хипстеров. Но за камуфляж?? Это ведь, по идее, как раз «прикид» для «люберов» (доживи они до наших дней)! Что ж это — «боевые хомячки» разбушевались?! Или это все ж фейк?

Но нет — достаточно поискать в интернете, об этом и СМИ уже писали (только мне не попадалось). Причем, оказывается, бьют не только «за камуфляж»: Вот МК (то есть Москва!), номер за 29 августа прошлого года:

«Сегодня «виш-лист» (перечень желанных вещей) родителям диктуют не только школа и сам ученик со своим подростковым пониманием моды, но и улица, где образовался свой «дресс-кодекс», за нарушение которого избить подростка могут прямо средь бела дня… этому явлению почти год. В Москве подростков избивают за определенные модели кроссовок, маек и джинсов. Это называется «дресс-кодекс».

Правил «дресс-кодекса» никто толком не знает. Но хулиганы подходят со словами: «Поясни за шмот» — то есть нужно объясниться, почему ты носишь одежду определенных производителей. Почему-то некоторые фирмы надевать нельзя, а какие именно — толком не поймешь! Правила все время меняются, кто их выдумывает, непонятно». http://www.mk.ru/social/2017/08/29/poyasni-za-shmot-izbieniya-za-nepravilnuyu-odezhdu-sredi-podrostkov-uchastilis.html

А вот Пенза:
«В 2016 году в Пензе распространилось новое течение. Среди подростков появились «правые модники», этакая полиция моды. Они унижают и даже избивают горожан, которые одеваются «не так». Изначально это движение несло в себе фашистские мотивы. Теперь же это движение изменило свою направленность. Подростки отнимают одежду у ровесников, которую в их понимании они носить не имеют права. Они считают некоторые вещи недопустимыми в гардеробе товарищей. Например, камуфляжные вещи, ненастоящие нашивки брендов на обычную одежду, «китайские паленые бренды» и подвернутые джинсы».
https://progorod58.ru/news/41548

А вот Воронеж:
«Вдохновители нынешней субкультуры – панки, скинхеды и футбольные фанаты. И всех их объединяют три пункта:
Они крайне агрессивны. Протестуют против слабости и безволия взрослого населения.
Они свободно пользуются деньгами родителей, покупая дорогие брендовые вещи и участвуя в дорогостоящих развлечениях.
Они осознают свою безнаказанность и вседозволенность, в том числе перед законом.
Их боевой клич: поясни за шмот/подворот/камуфляж. Они сбиваются в кучки по 2-3 (максимум 5 – больше нынче не оторвешь от планшета) человека, подходят к подросткам в камуфляжной одежде, в штанах с подворотами или в «знаковых» футболках и кепках, и в приказном порядке говорят: «Поясни за шмот…». Дальше неминуема драка»
https://mamavrn.ru/…/2831-poyasni-za-shmot-po-voronezhski-i…

А вот Нижний Новгород:
«За поддельную одежду, камуфляж, подвороты и даже брендовые вещи нижегородцев недоброжелательно встречают на улицах города со словами «Поясни за шмот». Подростки набрасываются на ровесников, избивают их, а иногда и забирают одежду. К одному из горожан Антону Погодину (фамилия изменена) уже неоднократно приставали на улице из-за внешнего вида. Пострадавший и шокированный новым направлением Антон рассказал подробности.

— Я очень люблю джинсы с подворотами, штаны цвета хаки, а иногда ношу камуфляж. Никогда не сталкивался с проблемами из-за этого. А недавно на улице меня остановили трое парней и начали задавать странные вопросы: «почему в камуфляже?», «зачем подвороты?», «поясни за шмот». Честно, я растерялся и даже не знал, что ответить…»
http://pn14.info/?p=174716

В общем, это можно извлекать отовсюду. По теме уже «проходились» и федеральные издания — что-то было в КП, в «Ленте». Никто, правда, не понимает, что, блин, все это значит. Почему все-таки камуфляж? Почему джинсы с отворотами?!

Хотя понять, наверно, можно. Что такое подростки в обществе? Это, так сказать, локаторы и одновременно передатчики, нацеленные на общественное подсознательное. Разум у них еще не развился и обзавелся собственными «глушилками» — поэтому они лучше воспринимают, что окружающие их взрослые ХОТЯТ на самом деле… и транслируют это вовне, как могут.

А взрослые, получается, хотят однообразия. В обществе — агрессивное неприятие «выскочек», тех, кто как-то выделяется. Серая масса очень хочет и дальше быть серой массой. Подростки именно это пытаются «передать» своим сверстникам.

Но интересно — масса не хочет быть серой в смысле солдатской. В ней есть какое-то подсознательное неприятие милитаризации! Возможно, отсюда эта «борьба с камуфляжем». Возможно даже, что в этом проявляется и иное — общее неприятие к «государевым людям», в просторечии — ментам.

В общем, темная Хтонь кипит и булькает уже у самого края кастрюли.

Как пояснить за шмот Stone Island Камуфляж Подвороты mp3 download (4.65 MB)