Большие старинные часы с боем: особенности механических часов, обзор старинной модели «Янтарь» и «ОЧЗ», немецкие антикварные часы в деревянном корпусе

особенности механических часов, обзор старинной модели «Янтарь» и «ОЧЗ», немецкие антикварные часы в деревянном корпусе

Настенные часы с боем являются украшением любого классического интерьера, не теряющим популярности на протяжении долгих лет. Помимо роскошного внешнего вида, отличается устройство и простотой эксплуатации.

Устройство и принцип работы

Настенные часы с боем отличаются не только эстетикой, но и точной механикой. Работают они за счет собственного источника энергии, что устраняет необходимость приобретения батареек или размещения конструкции рядом с розеткой. Функционирование может происходить благодаря наличию заведенной пружины в барабане, механизма поднятия гири или особого кварцевого кристалла.

Основными преимуществами часов с боем являются:

  • надежность рабочего механизма;
  • создание приятного уютного звука;
  • наличие разнообразных дизайнов, размеров и форм корпуса.

Практичное устройство идеально справляется с задачей демонстрирования текущего времени. Стоит также отметить, что часто оно оборудовано дополнительной полочкой для размещения мелочей или даже сейфом.

Необходимо отдельно упомянуть про бой.

Данная функция связана с механизмом хода, поэтому действует именно в определенное время, отбивая количество часов, на которое указывают стрелки. Для осуществления «спецэффекта» задействованными оказываются от 1 до 8 молоточков, которые нажимают на 1, 2 или 3 специальных пружины. Случается, правда, что 8 молотков нажимают на 8 пружин, чтобы оповестить о каждой четверти часа.

Сами пружинки выглядят как стальные проволочные спирали.

Некоторые современные модели с боем оборудованы гонгами, которые монтируются внутри корпуса в горизонтальном или вертикальном положении и способны издавать приятно звучащие сигналы.

Важно соблюдать определенный промежуток между молоточком и точкой, в которой он касается пружины. Если звук издается неприятный, то проблемой может оказаться чересчур плотное касание молотка и пружинки. Слабый звуковой сигнал – результат того, что расстояние между молотком и пружинкой слишком велико, и поэтому воздействие получается слабым, либо проблема заключается в неправильном креплении звукового элемента относительно корпуса. Бой и механизм хода работают качественно, пока не завершается завод обеих пружин.

Разновидности

Как правило, старинные часы, до сих пор присутствующие во многих квартирах, являются механическими. Они состоят из следующих элементов:

  • двигателя, представленного в виде гири или пружины;
  • передаточного механизма из зубчатых колес;
  • регулятора, отвечающего за равномерные движения;
  • спуска, передающего импульсы от двигателя к регулятору.

Именно регулятор отвечает за то, что антикварные конструкции до сих пор успешно выполняют свою работу. Используются старинные часы для оформления классических интерьеров, особенно если речь идет о гостиной с мягкими креслами, камином и большим количеством текстиля.

Оптимальным фоном для антикварных ходиков в деревянном корпусе являются коричневые, благородные зеленые и бордовые оттенки, создающие контраст по отношению к самому корпусу.

Не менее популярными считаются и современные часы, оформленные в ретро-стиле. Они обладают необходимым налетом старины, но обходятся гораздо дешевле и требуют гораздо менее тщательного обслуживания. Для моделей обычно характерен минималистический дизайн, а также применение крупных римских цифр. Конструкции прекрасно дополнят не только классический интерьер, но и современный.

Если речь идет о конкретных моделях, то, конечно же, следует упомянуть продукцию советской марки «Янтарь», или «ОЧЗ», являющуюся результатом деятельности Орловского часового завода. Производство таких часов осуществлялось с 1954 до 1992 года, поэтому сегодня они особо ценятся любителями исторических находок. Как правило, возраст «Янтаря», найденного на барахолке, составляет минимум 25 лет. Бой осуществляется один раз каждые 30 минут.

Высокой точностью и отличным качеством характеризуются немецкие механические часы с боем. Долгое время одной из самых популярных компаний по изготовлению настенных устройств являлась Frederich Mauthe Schwenningen (создана в 1844 году). Первые часы с боем появились в 1900 году, и на протяжении практически всего века они успешно экспортировались по всему миру. Компания являлась одним из 5 самых крупных производителей часов в мире, но в 1976 году закрылась вследствие банкротства. Еще одной немецкой компанией, известной по всему миру, была Gustav Becker, появившаяся на свет в Германии в 1847 году. Ее часы особо ценились за высококачественный механизм и благородный внешний вид.

Красивым дизайном и необычным звуковым сопровождением отличались настенные часы берлинской компании Zentra. Нельзя не упомянуть о компании Hermle, более сотни лет лидирующей на рынке настенного оборудования с боем. Предприятие было основано в 1922 году, а на сегодняшний день объединяет несколько фабрик, создающих не только часовые приборы, но и запчасти для других марок. Корпус конструкций оформляется в классическом стиле, но бывает дополнительно украшен аккуратным декором, например, росписью циферблата.

Инструкция по использованию

Использование настенных часов с боем начинается с корректной настройки устройства. От того, насколько правильно будет осуществлена данная процедура, зависит и точность хода, и долговечность использования. Если часы внезапно остановятся, то первым делом придется проверять расположение троса подвеса гири, а также хорошо ли установлен маятник. Допустимым отклонением для такой конструкции является 30 секунд в сутки. В противном случае необходима обязательная регулировка устройства.

Пружина заводится с использованием ключа, который поворачивается по часовой стрелке. Вращать ключ важно довольно медленно, так как резкие движения способны привести к поломке. Запуск маятника должен сопровождаться ровным звуком, отсчитывающим ход. Отсутствие ритма сигнализирует о неправильной регулировке.

Закончив работу, стоит позаботиться о плотно закрытой дверце, иначе внутри часов начнет скапливаться пыль.

Если точность хода нарушена, то причина может заключаться в неправильном числе качаний маятника. Оно регулируется при помощи перемещения линзы по стержню маятника. У отстающего механизма придется переместить наверх регулировочную гайку, а у спешащего, наоборот, спустить. Если часы с боем остановились, то правильней будет обратиться к специалисту, а не пытаться решить проблему самостоятельно.

После того как часы приведены в действие, рекомендуется подождать несколько дней и отсчитать суточную погрешность. Для получения требуемой цифры разница в точности хода делится на количество суток. Например, если за 4 дня произойдет отставание на 8 минут, то погрешность в день будет равняться 2 минутам. Один оборот регулировочной гайки приблизительно равняется от 30 секунд до минуты, поэтому, выяснив в инструкции данный параметр, становится понятно, сколько оборотов потребуется.

Правильный уход

Если обращаться с часами бережно и обеспечить им постоянный уход, то они без особых проблем прослужат на протяжении долгих лет. В первую очередь важно провести установку таким образом, чтобы устройство показывало правильное время. Корпус должен надежно фиксироваться на стенке, а маятник вешаться на колодку стержня с особой осторожностью. Сразу же следует выровнять часы относительно горизонтальных поверхностей. Если часы нужно переместить, то процедура транспортировки должна начинаться со снятия маятника. Далее переносят корпус, подвешивают маятник, и часы запускают вновь.

Поместив часы на стене, необходимо слегка подвигать маятник влево и вправо, пока тиканье не окажется абсолютно точным. После того как составляющие зафиксируются при помощи винтов, нужно выставить минутную стрелку на 6 или 12, спровоцировав бой. Сдвигая минутную стрелку и слушая, как каждый час раздается бой, получится добраться до точного времени. Часы после этого заводят, но не до самого конца.

Сразу же придется просчитать возможное отклонение и отрегулировать точность.

Эксплуатировать настенные часы с боем можно только в сухом и хорошо прогреваемом помещении. Категорически запрещено располагать их там, где хранятся химические вещества или элементы, которые могут вызывать коррозию корпуса. Перенос часов с подвешенным маятником запрещен, так как это может спровоцировать поломку.

Часовой механизм обязательно промазывается особым маслом марок МЦ-3 либо ПС-4. Масло действует на протяжении 2–3 лет, по истечении этого периода необходимо будет провести и чистку, и повторную смазку. Использование иных масел не приветствуется. Важно и регулярное устранение грязи от сгустившегося масла, которая негативно влияет на точность работы часов. Очистку корпуса следует проводить с помощью сухой салфетки, применение воды недопустимо. Стоит упомянуть, что по возможности ремонт и даже смазку следует доверять специалисту, так как собственноручные действия могут привести к прекращению действия гарантийного срока.

О том, какие особенности настенных часов с боем, смотрите в следующем видео.

антикварные винтажные часы Gustav Becker и «Павел Буре», «Генри Мозеръ и Ко» и другие старые часы на стену

Старинные настенные часы могут стать отличным украшением интерьера. Такой необычный акцент чаще всего используют в стиле винтаж. Но старинный элемент декора уместен и в некоторых современных направлениях.

Особенности

Винтажные часы являются роскошью, поэтому некоторые модели имеют безумно высокую цену. Однако ценители таких вещей готовы заплатить любую сумму за антикварный экземпляр.

Антикварные часы, как правило, изготовлены из натурального дерева, но существуют модели из драгоценных металлов. Они могут быть различной формы и размеров. Существуют миниатюрные модели с кукушками и крупные варианты с боем.

Изделия с кукушками впервые появились в богатых домах, но потом они стали популярны среди всех слоев населения. А большие часы с боем до сих пор остаются дорогостоящим вариантом.

Популярные производители

Разные бренды изготавливали настенные часы.

«Павел Буре»

Это российская марка, которая появилась в Санкт-Петербурге в 1815 году. Но в 1917 году в результате революции компания была уничтожена. Однако существуют сведения о том, что у Владимира Ленина в кабинете на стене висели часы этой марки. В 2004 году компания возобновила свою деятельность на территории России. Существуют различные модели из метеоритного железа или натуральной древесины, которые украшали резьбой и другими декоративными элементами.

Gustav Becker

Данная марка была основана австрийцем на территории Пруссии. Компания занималась производством крупных интерьерных часов. Если сначала она изготавливала довольно простые модели, то со временем дизайн и строение механизма усложнялись. Антиквариат представляет собой деревянные часы с гирями, которые требовалось опустить для запуска механизма. Более поздние конструкции оборудованы пружинным механизмом. Модели украшались резьбой на различную тематику. Это могли быть античные герои, растения и цветы или другие декоративные элементы.

В результате перехода на массовое производство дизайн часов стал более простым и строгим, но их качество значительно улучшилось.

Продукция бренда Becker была востребована не только среди прусских покупателей, но и среди немецких.

«Генри Мозеръ и Ко»

Это швейцарская компания, которая была ориентирована на российский рынок. Ее основатель родился в семье часовщика и продолжил дело отца. В XIX веке были открыты торговое представительство в Санкт-Петербурге и Торговый Дом в Москве. А через Россию часы отправлялись на рынки Индии и Китая. В 1913 году бренду удалось стать официальным поставщиком для Императорского двора. После революции в России компания сосредоточила свое внимание на других странах.

Настенные часы изготавливали из дуба или орехового дерева. Для начала XX века характерен дизайн в стиле модерн. Все старые модели имели регуляторы на неделю или две.

Впоследствии была создано предприятие International Watch Company, которое стало одним из первых массовых производителей часов в Швейцарии.

AD. Mougin Deux Medaille

Французская компания изготавливала часы в технике Буль. Их часто делали из бело-розового мрамора или бронзы. Все винтажные модели выглядят изящно и утонченно. Они прекрасно дополняют классические интерьеры.

Ricahrds

Эта фирма родом из Парижа. Производство часов началось в 1900 г. Все модели оснащены анкерным посеребренным механизмом. Циферблат украшен арабскими цифрами, нанесенными с помощью кремниевой финифти. В середине всех циферблатов наносилась надпись: Ricahrds, Paris. Данные экземпляры популярны среди коллекционеров.

Красивые примеры

Красивых примеров множество.

  • Антикварные резные часы из дерева отлично дополнят классический интерьер.
  • Крупный механизм с необычным декором отлично подойдет для современных домов.
  • Часы с маятником имеют лаконичный дизайн. Такое изделие отлично впишется в интерьер в стиле кантри.
  • Резная модель необычной формы дополнит интерьер в стиле барокко.

Обзор старинных часов Le Roi a Paris смотрите далее.

Бабушкины часы с боем. Помогите опознать и оживить. — Часовое дело

Приветствую всех.

 

Есть в семье старые часы. Отец рассказывает, что появились они в его семье в начале пятидесятых годов. Когда в конце семидесятых родной корпус окончательно рассохся и развалился, дед по маминой линии сделал для них новый корпус из фанеры (этот процесс я немного помню из детства) и восстановил лопнувшую пружину боя. С тех пор эти часы исправно отбивали каждый час и полчаса до середины девяностых. Звук, кстати, был очень приятный несмотря на фанеру и размеры «на глаз». Потом сами по себе стали останавливаться через пять-десять (насколько помню) минут после толкания маятника. Лет десять назад я безуспешно пытался их восстановить при помощи смазки для швейных машин — лучше не стало, хуже, надеюсь, тоже.

 

На механизме нет никаких надписей и эмблем, только цифры:

 

 

Маятник:

Такую эмблему на маятнике я видел на фотографиях многих часов в интернете, судя по подписям — от самых разных производителей. Эта эмблема вообще что-то означает?

 

Циферблат, судя по самодельным креплениям к механизуму, неродной. Стрелки, скорее всего, родные:

 

Какая-то эмблема на креплении мехнизма к корпусу:

 

Молоточек бьет по спиральной пружине, ее фотографировать не стал.

По этим фотографиям реально опознать производителя и примерный возраст механизма? Что означают цифры 42/105?

 

 

 

По восстановлению: просмотрел кучу роликов по восстановлению подобных часов на тытрубе, решил, что справлюсь.

Перед разборкой покачал шестерни — небольшой люфт цапф есть только на крыльчатке регулятора скорости механизма боя. Несколько отверстий под цапфы имеют следы кернения, если люфта цапф нет — можно так и оставить?

 

 

Вытащил заводные пружины:

Это нормально, что в свободном состоянии они настолько скручены? Часы пролежали больше десяти лет со взведенными пружинами. В роликах на тытрубе мастера так ловко очищают их от старой смазки тряпкой между пальцами, я же смог очистить только примерно на 3/4, дальше моих сил не хватило распрямить их чтобы протащить тряпку между витками. Что делать — оставить как есть, отпускать/распрямлять/закаливать или искать донора? Завода пружины боя сейчас хватает по памяти на три-четыре 12-часовых цикла боя, как часто бой заводится в исправных часах?

 

Остальные вопросы появятся, когда все отмою от остатков масла для швейных машинок и разберусь с заводными пружинами. В чем лучше отмывать? Есть растворитель 646, ацетон, уайт-спирт, керосин, дизтопливо, 95-й бензин, средство для мытья посуды. Ультразвуковой ванны нет.

 

Я понимаю, что без родного корпуса особой ценности эти часы не имеют, хочется восстановить просто как память о детстве.

Загадки и тайны старинных часов

Создатели таких часов удивляли мир, стараясь подчеркнуть свою изобретательность и оригинальность. Как правило, особые часы очень ценятся коллекционерами.

Давайте прогуляемся по современным часовым магазинам. Глаза разбегаются. Каких только часов здесь нет! Кажется, собраны шедевры мировой конструкторской мысли. Маятники крутятся, вращаются, качаются, совершают немыслимые движения. Вот это искусство, скажет неискушенный покупатель, — и ошибется. Никакого искусства, никакой собственной мысли, один сплошной плагиат. Заглянем внутрь таких «шедевров» и увидим, что маятник подобных часов совершенно не связан с часовым механизмом — он движется от отдельной батарейки, а современные кварцевые часы — от своей. От старинных изобретений взят только внешний вид.

Неужели современные конструкторы не могут найти «изюминку» — придумать, как новейшими дизайнерскими решениями украсить замечательные, очень точные кварцевые электронные часы? Здесь могут быть использованы какие-нибудь космические мотивы, новейшие материалы и технологии их обработки. Почему-то мне кажется, что внешнее заимствование идей XVIII-XIX веков приносит вред часовому искусству и, в частности, коллекционированию. Потому что покупатель, увидев в магазине сотни часов, например, с крутильным маятником, может не понять, чем же замечательны, вроде бы, похожие с виду, часы старинных мастеров и почему они стоят в десятки раз дороже.

На самом деле, у часовщиков прошлого каждый элемент прибора времени имел особое значение. Если претерпевал изменение, то оно имело смысл, — качественно влияло на точность или на продолжительность хода, или на индикацию часового механизма. Существовал целый класс так называемых особых часов, в которых воплощалась какая-нибудь нетрадиционная идея. Создатели таких часов удивляли мир, стараясь подчеркнуть свою изобретательность и оригинальность. Как правило, особые часы очень ценятся коллекционерами. Ведь это результат не только высококачественного индивидуального труда, но и выдающейся конструкторской мысли, чем и отличаются эти талантливые произведения от традиционных часов массового изготовления.

Обычно часовые фирмы или мастера, для повышения своего престижа, выставляли подобные интересные механизмы на различных всемирных выставках. После чего, если часы привлекали внимание, начиналось их изготовление в массовом масштабе. Если не привлекало, или производство было достаточно сложным и не окупалось, то этот вид часов оставался уникальным экземпляром и, в лучшем случае, попадал в частные или музейные собрания, в худшем — совершенно исчезал.

Познакомимся же с несколькими видами замечательных загадочных часов. Не всегда, правда, можно сразу понять, как устроены эти шедевры часового мастерства!

Часы с «вечным двигателем»

Начнем же со столь «набивших глаз» на полках магазинов часов с крутильным маятником, которым, якобы, снабжены современные кварцевые «шедевры» массового производства. Крутильный (торсионный) маятник был разработан еще в XVIII веке такими часовщиками, как Томпион (около 1713), Деландер (1721), Камю (1722), Кваре (1724). Однако в промышленном масштабе часы с крутильным маятником начали производить в 80-х годах XIX века. Немецкий конструктор Гардер, как говорят, независимо от своих предшественников изобрел торсионный маятник. Ему, подобно Галилею, наблюдавшему за движением люстр в церкви, пришла в голову идея часов с крутящимся маятником.

Гардер соединил шпиндельный ход с маятником, представляющим собой тяжелое тело в виде диска, подвешенного на короткой, тонкой и плоской стальной ленте. Фактически это был вовсе и не маятник, а маховик, совершавший колебательные движения в горизонтальной плоскости с амплитудой 330-350 градусов. При соответствующем подборе длины ленты можно было установить период вращения маховика в 60 секунд. Конструкция крутильного маятника позволяет очень экономно расходовать энергию пружинного двигателя, и продолжительность хода в таких часах от одной заводки пружины до другой может составлять до 400 суток, поэтому подобные механические часы называются «часы с годовым заводом».

Впервые часы Гардера с крутильным маятником и шпиндельным ходом начала производить в 1870-е годы немецкая фирма «Вильман и К» во Фрайбурге (Willmann & Co). Чуть позже, в конце 1870-х годов — и другие немецкие фирмы: «Густав Беккер», «Аугуст Шатц и сын в Трайберге», «Фабрика водяных часов в Мюнхене», «Братья Юнганс в Шрамберге».
Наибольших успехов в совершенствовании часов с годовым заводом достигла фирма Шатца. Гардер передал Аугусту Шатцу права на производство часов его конструкции и модель созданных им часов со шпиндельным ходом. В 1881 году им была основана фирма, специализировавшаяся на изготовлении часов с годовым заводом, а в 1882 году началась регулярная поставка подобных часов в торговую сеть различных городов. Аугуст Шатц на этом не остановился. Он усовершенствовал идею Гардера и совместно с часовым мастером Эрхардом Эмлером изготовил и довел до промышленного производства часы, в которых крутильный маятник использовался с ходом Грагама, что повысило точность прибора времени.

Но и это еще не все. Убедившись в популярности часов с необычным маятником, фирма Андреса Хуберта продолжила поиски повышения точности и разработала в 1920-е годы крутильный маятник с ртутной компенсацией на температуру. А уже после Второй мировой войны, за счет применения новой стали для пружинного двигателя, продолжительность хода часов возросла почти до трех лет (около 1 000 суток).

И что самое удивительное, по идее часов Гардера, в 1960-е годы швейцарская фирма выпустила часы, названные «Атмос», можно сказать, почти «вечный двигатель». В этих часах пружинный двигатель снабдили устройством автоподзавода, состоящим из герметически закрытого сосуда, заполненного этилхлоридом. В сосуде находятся металлические мехи, составленные из мембран, растягивающиеся пружиной. Если в комнате повышается температура, то этилхлорид расширяется и сжимает мехи. При понижении температуры мембранная пружина возвращает мехи в первоначальное положение. Движение мехов передается на вал заводного механизма пружины с торсионным маятником. Изменение температуры всего на 1оС достаточно, чтобы завести пружину на 28 часов хода. Если учесть, что конструкция часов и так позволяет им работать от 400 до 1 000 суток без завода, да еще и с учетом автоподзавода, действительно получаются «вечные часы».

Не забудем, что в этих часах нет никакой электроники, только чистая механика! И все эти замечательные изобретения в один миг уничтожили западноевропейские и японские фирмы, наводнившие рынки мира в 1970-е годы кварцевыми подделками, в которых маятник Гардера, никак не соединенный с механизмом современных часов, выполняет чисто декоративную функцию, став только приманкой для покупателей.

В собрании московского Политехнического музея представлено двое часов с годовым заводом. Одни, 1930-х годов, без подписи, вторые, изготовлены в начале ХХ века фирмой «Густав Беккер». В 1845 году немецким часовым мастером из Силезии Густавом Беккером (1819-1895) была основана небольшая часовая мастерская, на базе которой в 1849 году во Фрайберге была создана фабрика по производству точных часов — «регуляторов» и разнообразных настольных, напольных и настенных часов. Фирма процветала, и в 1875 году Густав Беккер был удостоен звания «Поставщик Королевского Двора». В конце 1870-х годов на фабрике Густава Беккера начали производство часов с маятником Гардера, которые и сегодня могут считаться украшением любой частной коллекции.

«О, маятник душ строг»

Маятник — самая замечательная часть часов! Если для человека глаза — зеркало души, то для часов такой душой является маятник. Сколько поэтов было зачаровано этим непрерывным движением. Вот что писал О.Мандельштам:

О, маятник душ строг —
Качается глух, прям,
И страстно звучит рок
В запретную дверь к нам….

И как же не использовать такой «атрактивный» элемент фантазерам-часовщикам! Очень любили они в прошлом соединять маятник с глазами изображенного на циферблате волка, кошки или другого зверя. Получалось, что движется не только маятник, ни и глаза. Обычные ходики, благодаря такому эффекту, моментально оживали, они как будто следили за вами, подмигивали. Другая конструкция маятника — «качели», а раз качели, значит, забава, можно сделать игрушку, на маятник посадить фигурку малыша, раскачивающегося на веселых ходиках. Конечно все это украшает нашу жизнь, заставляет лишний раз улыбнуться.

В собрании Политехнического музея представлены и часы-ходики «Волк с бегающими глазами», еще несколько часов с необычными маятниками. Это, как правило, так называемые «фигурные» часы. Моду на них ввел парижский часовщик Гильметен. В его каминных часах совершенно незаметна связь механизма с маятником. Создается полное впечатление, что маятник качается сам по себе.

Часы и оформлены необычно. Механизм находится в массивном постаменте, на котором расположена женская фигурка. В руке-кронштейне укреплен подвес маятника, который и качается, вроде бы, независимо от механизма. На самом деле связь, конечно, существует. Фокус заключается в том, что часовой механизм взаимодействует с плитой, на которой расположена фигура. От спускового регулятора к ней подаются едва заметные импульсы, которые поворачивают фигуру то в одну, то в другую сторону. Этих незначительных, почти незаметных, движений достаточно, чтобы поддерживать колебания маятника.

Подобные часы не стыдно выставлять даже на всемирных выставках. Вот французский изобретатель Гильменен и не постыдился. В 1867 году несколько его оригинальных фигурных часов экспонировались на выставке в Париже. Сколько же фантазии у одного человека! Например, один из экспонатов выставки — часы-«маятник». Этот маятник свободно качается, его подвес укреплен в руке изящной статуэтки. А что же приводит его в движение? Только открыв линзу маятника, с изумлением замечаешь в этих часах второй маятник, маленький, непосредственно связанный со спусковым устройством и часовым механизмом с пружинным двигателем. Конструктор точно рассчитал, что если подвесить большой маятник в точке, лежащей выше его центра тяжести, то даже незначительного импульса будет достаточно, чтобы привести его в движение. Этот импульс и приходит от крошечного маятника внутри линзы. В собрании Политехнического музея — двое подобных часов: одни подвешены на хоботе фигурки слона, другие, без всяких украшений, колеблются на простом кронштейне.

Во второй половине XIX века получили распространение оригинальные настольные и каминные часы с коническим вращающимся маятником, работающим по принципу центробежного регулятора. Первый патент на бытовые часы с коническим маятником был выдан американцу С.Бригсу из Конкорда в 1855 году. Маятник в форме шара подвешивался на нити и через пружину приводился в движение. Женевский часовщик Эмиль Болле изготовил во второй половине ХIX века будильник с вращающимся механизмом (ротатор), скорость которого регулировал центробежный маятник. Однако конический маятник, очевидно, впервые был применен во второй половине XVI века, в часах Оснабрюкского собора Германии. Теоретически обосновал конический маятник Х.Гюйгенс в 1759 году.

Конструкторы XVIII — XIX веков пытались использовать конический маятник для высокоточных астрономических часов и приборов времени. Например, в 1854 году знаменитый английский часовой мастер Э. Дент изготовил для Гринвичской обсерватории хронограф с коническим маятником. Однако попытки реализовать заманчивую идею механического измерения времени, основанную на регулирующем вращении системы с коническим маятником, известной в механике под названием центробежного регулятора, натолкнулась на различные скрытые явления — вариации трения в подшипниках, осях, импульсной системе с маятником вращения довольно сложного устройства. Вот почему, несмотря на значительное количество остроумных конструкций приборов времени с коническим маятником, в прецизионных (высокоточных) хронометрических устройствах этот способ регулирования не прижился. Но конический маятник очень красив. Постоянное вращение символизирует одно из философских понятий о времени — непрерывность. Поэтому в середине XIX века получают распространение оригинальные часы бытового назначения со скульптурными изображениями людей или животных, в механизме которых использовался конический маятник.

В собрании Политехнического музея представлено двое часов различных конструкций с коническим маятником. Каминные часы «Деметра», изготовленные французской фирмой «Фарко» в период 1871-1890-х годов, представляют собой художественно-техническую композицию. На постаменте установлена скульптура, изображающая древнегреческую богиню Деметру, покровительницу земледелия, дочь Кроноса. К одной ее руке подвешен маятник в виде шара, в другой — сноп колосьев и серп. Механизм часов расположен внутри постамента. Одна из деталей механизма часов — вилка — выведена на верхнюю плоскость постамента и находится в постоянной кинематической связи с коническим маятником. При этом маятнику через вилку передается энергия от пружинного двигателя, а вилке от маятника сообщается постоянная скорость вращения. Таким образом регулируется ход часов.

Столь же замечательный экспонат музея — часы «Пчелка». Очень точное название. Женская фигурка с крылышками, склонилась над тюльпаном. В руке фигуры, на трех цепях, вращается шар — маятник. На шаре — циферблат со стрелками. Тоже часы-маятник, только не качающийся, а вращающийся. Прекрасные каминные часы, над которыми поработали два художника — изобретатель и скульптор. Композиция «Пчелка» выполнена французским скульптором Коссе в стиле модерн в начале XX века. Впервые аналогичные часы демонстрировались на Всемирной выставке 1899 года в Париже.

Как же действует механизм этих часов? В конструкции прибора времени получили применение идеи, уже известные ранее в часовом деле. Это использование в качестве регулятора хода конического маятника; размещение механизма часов в линзе маятника; использование специального подвеса, обеспечивающего непрерывное вращение шара, и т.д. Эти идеи, сконцентрированные в одном устройстве, сделали часы оригинальными, как с технической, так и с художественной точек зрения.

Загадочные часы

Некоторые часы изначально были задуманы как «загадки». Они заставляли поломать голову: как устроены, почему ходят, почему не останавливаются, как ими пользоваться? Чтобы добиться такого эффекта, не спали ночами самые даровитые мастера, наделенные непосредственностью ребенка, умеющие радоваться красивым и изящным решениям и конструкциям.

Представьте себе карманные часы со стеклянными совершенно прозрачными стенками, где в центре циферблата движутся стрелки, а механизма вроде бы и нет. Часы так и называются «Mysterieuse» («Загадка»). Сразу возникает вопрос, — что же там внутри, почему стрелки вращаются? Оказывается, стрелки как раз и неподвижны! Вращаются два стекла, на одном из которых укреплена часовая стрелка, а на другом — минутная. Стекла же приводит в действие механизм, расположенный в узком ободе корпуса. Просто? А вы придумайте такую «простоту»! Один экземпляр карманных «загадочных» часов находится в экспозиции Политехнического музея.

Еще более фантастично выглядят часы, созданные лондонским мастером Джоном Шмидтом. За прозрачным стеклянным циферблатом действительно нет никакого механизма. Между тем, по циферблату медленно ползет одинокая часовая стрелка. Оказывается, секрет часов таится именно в этой стрелке. В ее удлиненной части, выглядящей как противовес, находится крошечный механизм с пружинным двигателем, и медленно вращающимся небольшим грузиком. Вместе с изменением его положения изменяется и положение центра тяжести стрелки, и она еле заметно движется по циферблату. Замечательно остроумное изобретение!

Иногда, для часов, имитирующих работу каких-либо производственных механизмов, маятник используют в качестве своеобразного двигателя. Например, в Политехническом музее экспонируются часы «Паровой молот», в которых молот, ходит вверх-вниз, ударяя по заготовке. Это видимая часть устройства. Скрыт от человеческих глаз узел, связывающий молот с маятником. Это непростое устройство преобразует колебательное движение маятника в возвратно-поступательное движение молота.

Кроме того, основной механизм часов с колесной системой, пружинным двигателем, стрелочной индикацией и устройством боя по колокольчику, находится на некотором расстоянии от маятника и молота. Связь осуществляется дистанционно, посредством специальных рычагов, смонтированных под «полом» производственной установки. Подобные часы выпускались в конце XIX века в честь пуска на заводе Гужона (ныне «Серп и молот») первого парового молота, их дарили изобретателям, сотрудникам и гостям завода.

Шутники XIX века использовали не только маятник и циферблат для своих фокусов и загадок. Коллекционеры наверняка гордятся своими, так называемыми «гравитационными» часами. В этих приборах местом для помещения «тайн» стала гиря. Один такой экземпляр часов — «гири» украшает экспозицию Политехнического музея. На тонком стержне-подставке размещен довольно массивный шар с циферблатом. Шар медленно сползает по стержню — его энергия используется для подзаводки пружинного двигателя. Вы уже наверняка догадались, что механизм часов размещен внутри шара.

А цифровая индикация, которой так гордятся создатели современных кварцевых часов? Вы думаете это современное изобретение? Ничего подобного. Еще сто лет назад появились механические «лепестковые» часы. Специальный механизм каждую минуту и каждый час перелистывал листочки — «лепесточки» с цифрами настольных часов, помещенных внутрь стеклянного цилиндра.

В те же годы были созданы и карманные механические цифровые часы. На их циферблате было два окошечка, в которых появлялись цифры, обозначающие часы и минуты.

А что же современные конструкторы кварцевых часов, так и будут заимствовать идеи прошлых веков? Да нет, не все так безнадежно. Уже появляются часы с интересными находками в дизайне и индикации, основанные на совершенно новых технологиях. Коллекционеры, не пропустите свой шанс быть первооткрывателями в области часового дела ХХI века!

журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования»
№ 4, 2002 г.

В начало раздела «Часы»>>>

Предложения со словосочетанием БОЛЬШИЕ СТАРИННЫЕ ЧАСЫ

Над входной дверью висели большие старинные часы, которые показывали уже начало одиннадцатого утра. Помню, когда мы отправились спать и проходили мимо зала, большие старинные часы пробили час, и я сказала, что наступило воскресенье. На мраморной полке над камином тикали большие старинные часы. На минуту она затихла, потом снова послышались приглушённые рыдания, и снова всё смолкло, кроме размеренного и важного тиканья больших старинных часов. В продолжение почти пяти часов бедный молодой человек метался по комнате в ожидании, когда стрелка больших старинных часов остановится на цифре семь, но как назло она передвигалась очень медленно, и казалось, что от одного деления до другого пролегает целая вечность.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова услать (глагол), ушли:

Кристально
понятно

Понятно
в общих чертах

Могу только
догадываться

Понятия не имею,
что это

Другое
Пропустить

Его взгляд скользнул по циферблату больших старинных часов. Возле стены стояли большие старинные часы, которые каждый следующий час боем отбивали старую английскую мелодию. – По-моему, здесь чудесно, – сказала я; при этом мой взгляд приковали к себе стоящие в противоположном конце комнаты большие старинные часы с боем, хриплое тиканье которых только подчёркивало царящую в доме тишину. В коридоре раздались чьи-то шаркающие шаги; в гулкой тишине морга они звучали как удары больших старинных часов и приближались вместе с каким-то тусклым, колеблющимся источником света. В камине потрескивали угли, на столе стоял кофейник с горячим ароматным кофе, а на стене висели большие старинные часы, отсчитывающие неуловимые секунды звонким размеренным тиканьем. Лишь громко тикали большие старинные часы в гостиной. И потому тишина; тиканье больших старинных часов в углу за стеклом. Спустя минуту: бом, бом, бом…

Антикварные часы Джорджа

Неподписанные часы Ленцкирха

С самого начала моего коллекционирования часов до меня доходили слухи о неподписанных часах Ленцкирха. По большей части я не верил, что они существуют. В то время я большую часть времени охотился за часами на блошиных рынках в небольших городах по всей Германии. Я просто не верил всему, что мне там рассказывали продавцы. В конце концов, почему бы такой компании, как Lenzkirch, не поставить товарный знак на свою продукцию?

С годами я узнал подробности о часах, которые помогли мне определить, что такое Ленцкирх, а что нет.Часто продавцы говорили, что у них часы Ленцкирх, просто чтобы оправдать запрашиваемую цену и чтобы кто-то их купил. Какое-то время, если на корпусе часов были латунные украшения, продавцы говорили, что это Ленцкирх без подписи. Это был ключ к тому, чтобы уйти.

Однажды я нашел часы, похожие на 2-весовой регулятор Lenzkirch модели 83. К моему удивлению, когда я вытащил механизм, на нем не было торговой марки. Примерно через 30 минут мучений над тем, что мне делать, я купил часы.Затем я решил проверить подлинность или доказать, что это подделка.

Несколько лет спустя я нашел и приобрел небольшой пружинный регулятор без торговой марки. Для меня это действительно выглядело как настоящая вещь. Так случилось, что у меня на скамейке с часами были часы с подписью Ленцкирха и механизм 26 серии для ремонта. Я начал с измерения шестерен и подсчета зубьев между обоими движениями. Они были идентичны. Я даже мог переводить шестерни из одного движения в другое.Тогда я понял, что натолкнулся на что-то большое.

У часового механизма был действительно низкий серийный номер. Серийный номер был меньше 185000. Это побудило меня найти другие часы с низким серийным номером. Когда я понял, что искать, я смог найти некоторые из них, выставленные на продажу на eBay, сайте интернет-аукционов. Все найденные мной неподписанные часы имели серийные номера менее 185000.

Однажды ночью я читал статью, снова опубликованную Карлом Кокманном из газеты старых немецких часовщиков.В статье говорилось, что часы Ленцкирха от 185 000 до 227 000 использовали этот товарный знак. И часы Lenzkirch от 227000 использовали этот товарный знак.

Объявление из Uhrmacher News Letter

Обратите внимание, что первый товарный знак в приведенном выше списке был случайно напечатан принтером журнала в перевернутом виде. Некоторые были сбиты с толку, думая, что существует третий товарный знак. Правильный первый товарный знак показан ниже.

Первая торговая марка

Вторая торговая марка

Так что они использовали от 1 до 185 000? ВООБЩЕ НИЧЕГО !!! Неужели все так просто? Конечно, может.

Теперь у меня были все эти часы без товарных знаков. Это были часы Ленцкирха без подписи. Если бы я когда-нибудь захотел продать их, кто бы мне поверил? Я бы, как и все другие продавцы, пытался убедить покупателя, что это действительно Ленцкирх. Мне нужно было найти способ аутентифицировать эти часы.

Десять лет спустя, почти через 20 лет после того, как я впервые услышал термин «Без подписи Ленцкирх», я опубликовал свою книгу «Часы Ленцкирха, неподписанная история».

В книге я учу читателя определять и проверять подлинность часов Ленцкирха.В то же время выявляя фейки и двойников. Я не могу сказать вам, сколько раз люди говорили мне после прочтения моей книги, что сейчас у меня в коллекции больше часов Ленцкирха, чем раньше. Все, что вам нужно сделать, это проверить подлинность часов, и книга окупится многократно.

Lenzkirch Серийный номер 1099

Lenzkirch Серийный номер 1099

Lenzkirch Серийный номер 1099

Это самые ранние часы Ленцкирха с наименьшим серийным номером, найденные и идентифицированные на сегодняшний день.Это серийный номер 1099 около 1851 года, первого года производства.


Lenzkirch Серийный номер 9128

Lenzkirch Модель 10 из первого каталога

Lenzkirch Серийный номер 9128

Lenzkirch модель 10 из первого каталожного серийного номера 9128 второй год выпуска ..


Lenzkirch Серийный номер 12560

Lenzkirch Модель 9 из первого каталога

Lenzkirch Серийный номер 12560

Lenzkirch Серийный номер 12560

Lenzkirch модель 9 из первого каталожного серийного номера 12560 второй год выпуска.Это единственная найденная на сегодняшний день модель 9, соответствующая изображению в каталоге, с алебастровым циферблатом и бронзовым маятником.


Lenzkirch Серийный номер 17563

Lenzkirch Серийный номер 17563

Lenzkirch Серийный номер 17563

Открытый спусковой механизм Lenzkirch, серийный номер 17563, около 1854 г.


Lenzkirch Серийный номер 42193

Lenzkirch Серийный номер 42193

Lenzkirch Серийный номер 42193

Механизм серии 24 в готическом стиле, Ленцкирх, серийный номер 42193.


Lenzkirch Model 93 Серийный номер 159854

Lenzkirch Model 14 Серийный номер 166077

Lenzkirch Серийный номер 32481

Lenzkirch Серийный номер 32481 Алебастровый циферблат с фарфоровыми картушами


Lenzkirch Model 26 Серийный номер 44300

Lenzkirch Серийный номер 44398

Lenzkirch Серийный номер 63471

Lenzkirch Серийный номер 84352


Lenzkirch Model 18 Серийный номер 34085

Lenzkirch Серийный номер 34085

Lenzkirch Серийный номер 34085

Lenzkirch 2-х весовая модель 18 с открытым спуском серийный номер 34085.


Ленцкирх Модель 114

Lenzkirch Серийный номер 162878

Lenzkirch Серийный номер 162878

Lenzkirch Серийный номер 162878

Lenzkirch 2-х весовая модель 114 с открытым спуском заводской номер 162878.

Антикварные часы с длинным корпусом

P A Oxley

Наш основной ассортимент состоит из старинных длинных часов, которые иногда называют напольными часами.Все выставленные на продажу старинные часы и барометры полностью восстановлены и находятся в полном рабочем состоянии.

Обширные и подробные изображения можно просмотреть на нашем регулярно обновляемом веб-сайте, а также доступны аудиофайлы для каждых часов.

Текущие запасы также можно посмотреть по предварительной записи в наших трех больших выставочных залах, расположенных в историческом графстве Уилтшир, где находятся Стоунхендж, Каменный круг Эйвбери и собор Солсбери. Мы находимся всего в 2 часах езды на машине от центра Лондона.

Позвоните или напишите нам через нашу контактную страницу, чтобы назначить дату и время для просмотра нашей коллекции старинных часов и барометров.

П. А. Оксли был членом LAPADA в течение 35 лет. Ассоциация торговцев предметами искусства и антиквариата — крупнейшая в Великобритании ассоциация профессиональных торговцев антиквариатом и произведениями искусства. Поэтому мы соблюдаем строгий Кодекс поведения, поддерживаемый LAPADA, который дает дополнительную уверенность будущим покупателям. Мы также являемся членами CINOA.

Только самые квалифицированные и опытные специалисты работают над нашими старинными часами и барометрами, когда это необходимо, и делают это в соответствии с высочайшими стандартами.Часы с длинным корпусом доставляются нами в Великобританию бесплатно вместе со специалистом по установке, который позаботится о том, чтобы ваши старинные часы были правильно введены в эксплуатацию. Гарантия на все покупки старинных часов и барометров составляет двенадцать месяцев. Для наших зарубежных заказчиков доступна полная услуга экспорта всех длинных и настольных часов. Полную информацию об этой услуге можно посмотреть здесь.

Майкл и Патрисия Оксли начали коллекционировать старинные часы в конце 1960-х годов, и по мере того, как их энтузиазм и опыт росли, в 1971 году был основан бизнес.В 1993 году к бизнесу присоединился Кристофер Оксли. За последние шесть десятилетий мы приобрели завидную репутацию продавца только оригинальных и правильно восстановленных старинных часов и барометров с длинным корпусом.

Антикварные часы с высоким корпусом: терминология

Капот или Капот — механизм вмещает.

Столбы капюшона рифленые — декоративный элемент.

Секундная стрелка или бит секунды — отображает минуты секунды.

Dial Door — застекленная дверь защищает циферблат и механизм.

Отверстие для завода и оправка — здесь вставляется ключ для поднятия грузов, приводящих в действие часы, по одному на каждый поезд, время и удар.

Столбец Капитальный — украшения из литой латуни.

Calendar Aperture — вращающийся циферблат календаря, отслеживающий день месяца.

Line Inlay — декор из светлого дерева.

Колонны четвертные рифленые — декоративный элемент.

Накладка для замка — обрамляет дверной замок.

Дверца шкафа или маятника — обеспечивает доступ к грузам и маятнику.

Наконечник — украшение из дерева или литой латуни, имеет латунную форму шара и шпиля.

Основание колонны — украшения из литой латуни.

Талия или ствол — центральная часть корпуса.

Багет — декоративная обработка.

Brass Stop Fluting — декоративная обработка канавок.

Base Section — нижняя часть корпуса.

Панель основания — шпонированная фигурным красным деревом.

Inlaid Oval или Paterae — декоративный элемент.

Основание Багет — декоративная обработка.

Опора для часов — обычно на кронштейне или французской опоре.

Лепнина — декоративная галерея, это ранний бостонский узор.

Плинтус или Дымоход — декоративный элемент.

Moon Phase — отображает фазы луны.

Люнет — арочная верхняя часть циферблата.

Hemisphere — декоративная карта земли.

Дверной замок для набора номера — ограничивает доступ для набора номера.

Spandrels — декоративные окрашенные или накладные угловые элементы рамы.

.

Добавить комментарий