Как называется веревка на фуражке: Основные части фуражки | Журнал Ярмарки Мастеров

Основные части фуражки | Журнал Ярмарки Мастеров

Оформляя заказ на изготовление головного убора, нас часто спрашивают, что входит в стоимость той или иной фуражки. Давайте разберемся из чего же состоит фуражка, а что является дополнением – фурнитурой.

Начальная стоимость – это стоимость фуражки без фурнитуры и изменений ее конструкции. Почему так? Потому что не всегда требуется комплектация фурнитурой.

Итак, основные части (Рис. 1 и Рис. 2):

Рис. 1

Основные части фуражки, фото № 1

1. Тулья – это верхняя деталь. Высота тульи бывает разной в зависимости от модели фуражки и варьируется примерно в диапазоне 4,5 – 10 см. У ряда служб и ведомств на тульях часто вышиваются знаки отличия или устанавливается металлическая фурнитура. Вышивка может быть машинной или ручной.

2. Поле – верхняя деталь фуражки в теменной области головы.

3. Околыш – деталь фуражки, которая представляет собой ленту шириной приблизительно от 3 до 7 см. Окружность околыша равна окружности головы и равна размеру головного убора. У ряда служб и ведомств на околыше часто присутствует вышивка или металлическая фурнитура. Вышивка может быть машинной или ручной.

4. Кант (выпушка) располагается над тульей, над околышем или под ним. У фуражки может быть максимально 3 канта (верхний, средний и нижний)

5. Козырек бывает разных форм и изготавливается из разных материалов, что зависит от модели фуражки и ее принадлежности к ведомству или службе. У ряда служб и ведомств на козырьке часто присутствует вышивка или металлическая фурнитура. Вышивка может быть машинной или ручной.

Основные части фуражки, фото № 2

6. Утяжка – шнур, расположенный с внутренней стороны изделия и утягивающий налобник, что позволяет уменьшить размер фуражки на ~0,5-1 см в зависимости от модели головного убора.

7. Налобник – внутренняя деталь фуражки, прилегающая к голове.

8. Ромб – внутренняя деталь фуражки, прилегающая к теменной области головы. Часто изготавливается из натуральной кожи и настрачивается на подклад.

Отдельные модели фуражек могут иметь сменные чехлы (например, летний белый чехол для морских фуражек).

Фурнитура – это съемные части фуражки. К ним относятся (Рис. 3):

1. Пуговицы

2. Подбородный ремешок/плетеный шнур

3. Кокарды

Основные части фуражки, фото № 3

цветной шнурок на фуражке, 4 буквы, сканворд

цветной шнурок на фуражке

Альтернативные описания

• Иммануил (1724—1804) немецкий философ

• архитектурное украшение

• вшитый цветной шнурок, полоска ткани по краю или шву одежды

• город-порт во Франции

• деталь книги

• лампас по своей сути

• немецкий философ, с которым однажды позавтракал булгаковский Воланд

• оторочка на разных деталях одежды, чаще всего контрастного цвета

• поклонником какого немецкого филисофа был Владимир Ленский (Онегин)

• полоска, которой оклеен по краям в виде рамки рисунок

• религиозная песня

• философ из Кенигсберга

• перед ним поклонялся Ленский

• многоголосая мелодия

• великий немец, с которым однажды завтракал булгаковский Воланд

• название этого города в Чуйской области в переводе с киргизского означает «сахар»

• шестое, т.н. моральное, доказательство разработано этим философом

• немецкий философ, автор трактата «Критика чистого разума»

• перед ним поклонялся Владимир Ленский

• полоска по краю

• напуск переплета

• многоголосая религиозная песня

• немецкий философ

• шнур для отделки

• вшитая тесьма

• цветной шнурок-вставка

• полоска по шву

• иммануил из Кенигсберга

• вшитый цветной шнурок

• полоска по краям эстампа

• полоска по шву одежды

• песня на три голоса

• философ с «императивом»

• философ Иммануил

• выпушка

• философ

• известный немецкий философ

• цветной шнурок по шву одежды

• Иммануил

• философ, с которым завтракал Воланд

• вшитый по краю шнурок

• вшитый шнурок

• «крайний» философ

• многоголосная песня славян

• каемочка-философ

• полоса по шву одежды

• философ или шнурок

• известный философ

• полоска кожи по краю обуви

• знаменитый философ

• оторочка по краю одежды

• шнурок по краю и немецкий философ

• отделка тесьмой на вороте

• великий философ

• вшитая цветная тесьма

• оторочка по шву одежды

• край лыжи

• кто «стер Юма в порошок»?

• вшитая тесемка

• тесемка по краю одежды

• немецкий мыслитель

• именитый философ

• окантовка рисунка

• мыслитель из Кенигсберга

• оторочка по швам

• шнурок по краю или немецкий философ

• автор «Критики чистого разума»

• философ позитивист

• обрамление эстампа

• Родоначальник немецкой классической философии

• Вшитый цветной шнурок по краю одежды

• Деталь книги

• Немецкий философ (1724-1804)

• Город в Киргизии

• «Крайний» философ

• автор «Критики чистого разума»

• кантик м. выпушка, оторочка по швам или краям одежды; обвод, кайма, шитая или накладная. Кантовать мундир, портняжное вшивать выпушку. Кантовать доски, при свалке их, оборачивать, переворачивать исподом вверх

• кто «стер Юма в порошок»

• название этого города в Чуйской области в переводе с киргизского означает «сахар»

• немецкий философ, автор трактата «Критика чистого разума»

• философ с «императивом»

• философ из Кёнигсберга

Основные части фуражки и фурнитура

Оформляя заказ на изготовление головного убора, нас часто спрашивают, что входит в стоимость той или иной фуражки. Давайте разберемся из чего же состоит фуражка, а что является дополнением – фурнитурой.

Начальная стоимость – это стоимость фуражки без фурнитуры и изменений ее конструкции. Почему так? Потому что не всегда требуется комплектация фурнитурой.

Итак, основные части (Рис. 1 и Рис. 2):

Рис. 1

  1. Тулья – это верхняя деталь. Высота тульи бывает разной в зависимости от модели фуражки и варьируется примерно в диапазоне 4,5 – 10 см. У ряда служб и ведомств на тульях часто вышиваются знаки отличия или устанавливается металлическая фурнитура. Вышивка может быть машинной или ручной.
  2. Поле – верхняя деталь фуражки в теменной области головы.
  3. Околыш – деталь фуражки, которая представляет собой ленту шириной приблизительно от 3 до 7 см. Окружность околыша равна окружности головы и равна размеру головного убора. У ряда служб и ведомств на околыше часто присутствует вышивка или металлическая фурнитура. Вышивка может быть машинной или ручной.
  4. Кант (выпушка) располагается над тульей, над околышем или под ним. У фуражки может быть максимально 3 канта (верхний, средний и нижний)
  5. Козырек бывает разных форм и изготавливается из разных материалов, что зависит от модели фуражки и ее принадлежности к ведомству или службе. У ряда служб и ведомств на козырьке часто присутствует вышивка или металлическая фурнитура. Вышивка может быть машинной или ручной.

Рис. 2

  1. Утяжка – шнур, расположенный с внутренней стороны изделия и утягивающий налобник, что позволяет уменьшить размер фуражки на ~0,5-1 см в зависимости от модели головного убора.
  2. Налобник – внутренняя деталь фуражки, прилегающая к голове.
  3. Ромб – внутренняя деталь фуражки, прилегающая к теменной области головы. Часто изготавливается из натуральной кожи и настрачивается на подклад.

Отдельные модели фуражек могут иметь сменные чехлы (например, летний белый чехол для морских фуражек).

Фурнитура – это съемные части фуражки. К ним относятся (Рис. 3):

  1. Пуговицы
  2. Подбородный ремешок/плетеный шнур
  3. Кокарды

Рис. 3

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ВОЕННОГО ОБМУНДИРОВАНИЯ — Этносы

Чтобы просмотреть картинки, нажимайте на заголовки.

АКСЕЛЬБАНТ

 Оплечье или наплечье — золотой, серебряный или нитяной плетеный шнур с металлическими наконечниками, пристегиваемый к правому плечу под погоном или эполетом. Впервые появился в русской армии в 1762 г., просуществовал с различными изменениями до 1917г.

Кольчуга, изготовленная из плоских колец. Появилась на Руси около 1200 г. и просуществовала до XVIIв.

 Кольчужное прикрытие для шеи и плеч, пристегиваемое к шлему. Шлемы с бармицами появились впервые в X в.

БАХТЕРЕЦ

 Защитное снаряжение из колец и металлических пластин небольшого размера, прикрывающее спину и грудь. Наибольшее распространение получил в XVI — XVII вв.,

 Капюшон из верблюжьего сукна с двумя длинными концами, отороченными по краям тесьмой. В холодное время года башлык надевали на головной убор. Появился в русской армии в 1826г. и просуществовал до 1917г.

 Рубашка, застегивающаяся на крючки, со стоячим воротником. Предмет форменной одежды Кавказского казачьего войска. Надевалась под Черкесску.

 Гусарские сапоги особого покроя, с твердыми голенищами, имеющими фигурный вырез спереди.

 Сапоги с высокими голенищами, имеющие наверху пришивные клапаны (раструбы), закрывающие колено. Впервые появились в русской армии в 1700г., просуществовали до 1917г. Предмет униформы гвардейских кирасирских полков.

 Так в русских летописях называли защитное снаряжение воинов. Например, в Ипатьевской летописи упоминаются «брони дощатые» — пластинчатые и чешуйчатые доспехи, отличающиеся по своему внешнему виду от более распространенной в то время кольчуги.

 Валики из волос за ушами, которые удерживались в этом положении при помощи заколок и специального обруча. Элемент форменной прически войск в XVIIIв.

 Цветная оторочка по краям погона, обшлага, воротника, бортам мундира, фуражки.

 В XVIII и XIX вв. принадлежность форменной одежды войск. Имел вид широкой ленты, обвязывающейся плотно вокруг шеи. В начале XVIII в. концы галстука лежали на груди поверх мундира, затем стали убираться под мундир.

 Тесьма, лента, изготовленная из золотой, серебряной, медной или из сплава металлов нити на шерстяной или шелковой основе. Служил для обозначения чина и украшения униформы. К 1914г. в русской армии применялось до 20 различных видов галуна.

 В XVIII в. часть обуви, изготовлявшаяся из сукна, холста или телячьей кожи в виде голенищ, застегивающихся на пуговицы с наружной стороны ноги. Надевалась поверх носков или чулков и штанов и прикрывала сверху ступню. Под верхний край штиблет навертывали штибль-манжеты.

 Которые изготовляли отдельно из белого холста и стягивали ремнем или подвязкой под коленом.

Изначально рубаха для занятий гимнастикой. Имела покрой русской национальной рубахи, но с прямым воротом и продольной планкой-застежкой. Была введена как предмет летней униформы для нижних чинов в 1882 г.; была белого цвета, с 1908г. — защитного травянисто-зеленого.

«ГРЕНАДА» («ГРЕНАДКА»)

Украшение головных уборов и патронных сум, сделанное из латуни в форме древней «Гренады» (т. е. гранаты) — шара с выбивающимся из него огнем.

 Обобщенное название защитного вооружения русских воинов в XIII — XVII вв. Доспехом могли называть и кольчугу, и бахтерец, и пластинчато-чешуйчатые «брони».

 Короткая куртка, расшитая на груди шнурами, на которую накидывается ментик. Предмет гусарской униформы. Впервые появился в русской армии с формированием первых гусарских полков в 1730 — 1740 гг.

 Русское название плаща. Служил зимней одеждой до конца XVIII века, а потом был заменен шинелью.

 Защитное вооружение в XVI — XVII вв. Состояло из четырех крупных металлических пластин: передней, задней и двух боковых, соединенных ремнями и кольцами. Обычно надевалось поверх кольчуги.  

ЗИПУН

 Кафтан, верхняя одежда из толстого сукна, как правило без ворота.

 Куртка с полами длиной до бедер или короче бедер, застегивающаяся на пуговицы. Зимой камзол носили под кафтаном, летом камзол служил летней униформой. Предмет форменной одежды в XVIII в.

 Металлический или кожаный головной убор, формой напоминающий шлем. Впервые была введена в русской армии в 1786г. До 1917г. сохранилась как парадный головной убор в некоторых полках: драгунских, кирасирских, конно-артиллерийских.

 Предмет форменной одежды войск в XVIIIв., имевший длинные полы, воротник и обшлага.

 Суконный головной убор с околышем и козырьком. Появился в русской армии в 1862г. как подражание французскому образцу, отменен в 1881г.

 Головной убор русских войск в 1807 — 1862 гг. и 1909 — 1914 гг. (принадлежность парадного строя). Изготовлялся из кожи, обшивался сукном, имел козырек, кокарду, подбородный ремень с металлической чешуей. Были разные виды киверов. Наибольшее распространение имела форма перевернутого усеченного конуса.

 Защитное снаряжение из металла, принадлежность строевой формы кирасирских полков. Защищала грудь и спину от ударов холодным оружием и пуль. С введением нарезного огнестрельного оружия утратила свое значение.

КИТЕЛЬ

 В конце XVIII в. — длинная куртка из грубого холста, принадлежность рабочей одежды нижних чинов кавалерии, в которой они могли чистить лошадей и убирать конюшни. В начале XX в. — название однобортной короткой куртки (часто из защитной ткани), на пяти пуговицах, с двумя нагрудными и двумя боковыми карманами, для повседневной носки офицеров всех родов войск и нижних чинов кавалерии.

 Особого плетения шнур, принадлежность униформы солдат и офице-ровуланских полков. Впервые появился в русской армии в 1803г.

 Полоска из сукна, которую нашивали на воротники и обшлага мундиров и шинелей.

 Металлический или матерчатый знак, прикреплявшийся к головному убору. Как правило, кокарда имела значение национальной эмблемы и это находило отражение в ее раскраске. Так, в первой половине XIX в. генералы и офицеры русской армии носили на шляпах кокарды из трех цветов: белого, желтого с черной полосой и черного (цвета династии Романовых).

 Предмет форменной одежды только кирасирских полков, имел некоторые особенности в крое и шитье. В XVIII в. был желтоватого цвета, с 1796г. — белого.

Вид защитного снаряжения в XIV — XVII вв. Куртка без рукавов, застегивающаяся на плечах и на боках. Изготовлялась из крупных металлических пластин, соединенных кольцами.

 Название защитного снаряжения, изготовленного из колец, в XV — XVI вв., до этого кольчуги называли иначе — «брони».

 Уставная прическа войск в XVIII в. с буклями и косой, сооружалась при помощи помады (сала), пудры (муки), заколок и обруча.

 Пояс из ткани.

 Предмет гусарского снаряжения, изготавливался из шнуров. Гомбами назывались три перехвата, расположенные спереди.

ЛАМПАСЫ

 Две широкие цветные полосы из тонкого сукна, нашивающиеся вдоль наружного бокового шва брюк. Введены в русской армии в 1803г. для всех чинов уланских полков. Лампасы в казачьих войсках были однорядными.

 Второе название защитного снаряжения кирасирских полков — кирас.

 Отвороты на бортах верхней одежды, расположенные на груди (от шеи до пояса). Впервые появились в русской армии в 1762г.

 Короткая куртка из сукна для повседневного употребления (для сохранения строевых мундиров) в кавалерийских частях в эпоху Николая I.

 Широкая суконная лента, принадлежность головного убора. Две лопасти имела каска, введенная в 1786г., одна лопасть украшала каски лейб-гвардии Конно-Гренадерского полка вплоть до 1914г.

 Неофициальное название унтер-офицерских нашивок из галуна, тесьмы на погонах.

МАНЖЕТЫ

 Пристегнутые или пришитые обшлага у рубашки.

 Пристегнутый или пришитый к рубашке нагрудник.

 Предмет униформы гусарских полков, верхняя куртка, надевавшаяся на дулам, расшитая шнурами и опушенная мехом.

 Защитный головной убор в XV —XVII вв., состоял из металлического назатыльника и кольчужной сетки.

 Это слово появилось в русском языке в начале XVIII в. и вначале обозначало весь комплекс предметов, составляющих одежду и снаряжение солдата и офицера. С конца XVIII в. мундиром стали называть только верхнюю одежду военнослужащих.

 Изготовленное из колец защитное снаряжение для ног XV — XVII вв.

Изготовленная из металла часть головного убора в гренадерских полках, расположенная впереди надо лбом.

 Суконные карманчики, нашитые на груди, в которые вкладывались патроны. Элемент верхней одежды Кавказского казачьего войска и других частей, имевших право носить такой мундир.

 Защитное снаряжение для рук в XIII — XVIII вв.

ОБШЛАГ

  Нижняя часть рукава, часто отворот на конце рукава.

 Часть головного убора, непосредственно облегающая голову.

  Название длинных мужских штанов в начале XIXв.

  Название кольчужного защитного снаряжения XV — XVII вв.

 Высокая меховая шапка из смушки с суконным верхом. В русской армии появилась во время военных действий на Кавказе в первой половине XIX в. Наиболее массовое распространение получила в годы первой мировой войны.

 Небольшого размера нашивки на воротниках и обшлагах солдатских и офицерских мундиров. Были петлицы из тесьмы, галуна и шитые серебряными и золотыми нитками.

 Украшение головных уборов генералов и офицеров. В XVIII в. плюмаж изготавливался из шерсти и страусовых перьев, в XIX в. — из петушиных.

 Суконные наплечные нашивки. Введены в русской армии у нижних чинов в 1801г. Цвет солдатских погон указывал на принадлежность к определенному роду войск, порядковому номеру в дивизии, к определенному полку в кавалерии. В 1854г. на офицерских шинелях появились суконные погоны, украшенные галуном, в следующем году их ношение было распространено на мундиры и сюртуки.

ПОДКОЛЕТНИК

 Предмет униформы кирасирских полков в XVIII в., представлял собой род камзола, застегивался на крючки.

ПУГОВИЦА

 Застежка для петель одежды, обычно в виде кружка.

 Клапаны из толстой кожи,  нашиваемые сверху на ботфорты или на перчатки.

  Штаны для верховой езды. В начале XIX в. в русской армии для всех чинов кавалерии и офицеров пехоты были введены так называемые походные рейтузы — из серой ткани, на 18 боковых пуговицах с каждой стороны.

  Название одного из элементов декора кивера в XIX в., изготавливался из дерева, обшивался тканью, помещался на кивере впереди, сверху «гренадки» (в пехоте).

 Комплект из двух предметов: футляра для лука и колчана для стрел в XV — XVIIвв.

 Украшение на головных уборах в виде пучка перьев или конских волос.

СУПЕРВЁСТ

 Верхняя одежда, скроенная в виде жилета, с застежкой на боку, украшенная вышивкой и галунами, принадлежность парадного строя кавалергардов.

 Верхняя повседневная одежда генералов и офицеров с 1803 по 1907г. Сюртук имел длинные полы (до колен), высокий стоячий воротник и застегивался на пуговицы.

Защитная одежда воинов поместной конницы в XV — XVII вв. в виде кафтана с высоким воротником и толстой, простеганной прокладкой.

ТЕСЬМА

 Узкая тканая или плетеная полоса материи для обшивки и украшения.

 Шляпа с тремя углами, наибольшее распространение имела в XVIIIв.

ТУЖУРКА

Двубортная форменная одежда из серо-голубого сукна, официально называвшаяся «укороченное пальто». Была введена в 1888г. в качестве внеслужебной формы одежды генералов и офицеров.

 Верхняя часть шляпы, фуражки.

Задние полы у мундира фрачного типа.

 Головной убор из сукна, впервые появился в русской армии в конце XVIII в. и имел вид колпака, применялся в кавалерии при фуражировке лошадей (прием, хранение, раздача фуражек). В 1811 г. фуражная шапка приобрела вид бескозырки: неширокий околыш и круглая плоская тулья над ним.

 Предмет униформы гусарских полков, узкие суконные штаны, расшитые шнурами спереди и на боковых швах.

Предмет униформы казачьих войск, длинный (до колен) кафтан со стоячим воротником и застежкой на крючках.

Предмет униформы Кавказского казачьего войска и частей, имевших право на ношение такого мундира, длинный (до колен и ниже) кафтан без воротника, застегивающийся на крючки и украшенный на груди напатронниками.

С середины XVIII в. так называли брюки, которые носили заправленными в сапоги (например, у казаков). С 1855г. шаровары — часть форменной одежды войск, «широкие брюки в сборах, застегивающиеся в отличие от панталон по переднему разрезу и имеющие боковые карманы».

 Принадлежность генеральской и офицерской парадной формы. Изготавливался из золотых и серебряных нитей, затем — только из серебряных с примесью черного и оранжевого шелка, на концах украшался длинными кистями, в таком виде просуществовал до 1855г.

ШЕЛОМ

Старинное название шлема.

 Тип верхней одежды. Введен взамен плаща в конце XVIII столетия. Солдатские шинели изготавливали из толстого грубого сукна серого цвета. До 1856г. шинели имели стоячий воротник, затем он был заменен отложным.

Защитный головной убор в XV — XVII вв. (воевода).

Суконный цветной верх у шапки в форме свешивающегося набок мешка (гусар).

 Официальное название головного убора офицеров и солдат русской армии в XVIIIв., изготавливалась из фетра, поярка, войлока, поля шляпы под разными углами притягивались к тулье, отчего она могла иметь форму треуголки или двууголки.

ШНУР

Плетеная или крученая тонкая веревка.

Наплечные знаки парадной генеральской и офицерской формы. Введены в русской армии в 1807г. и просуществовали до 1914г.

 Украшение для кивера из гарусного или хлопчатобумажного шнура, у офицеров — из золотой или серебряной нити. Впервые появился в русской армии в начале

XIXв.

ЮШМАН

Защитное снаряжение из колец и больших металлических пластин в XV — XVII вв.

 

Как появилась фуражка в русской армии

Военные в фуражках выглядят сегодня настолько привычно, что никто и не задумывается, как появился этот головной убор. Да и не только военные — фуражка стала модным атрибутом, и ее надевают даже женщины.

Но у фуражки есть своя история происхождения.

Кивер — парадный предок фуражки

Кивер больше всего ассоциируется с красавцами-гусарами. Хотя во времена войны с Наполеоном этот высокий головной убор носили солдаты разных родов войск. Кивер внешне не очень похож на фуражку — слишком высокий, парадный. Однако если разглядеть кивер поближе, то становится понятно, что у кивера был козырек, ну и тулья, только очень высокая.

На парадах кивера смотрелись отлично — даже низкорослые мужчины в них выглядели высокими. У самых важных высота кивера могла достигать сантиметров семидесяти.

Но все менялось, когда кивер попадал в простые походные условия. Он падал с головы, мешал в бою, в нем невозможно было рыть окопы и активно работать.

Кивер

Кивер был похож на ведро, и использовался порой также. Солдаты снимали его и складывали туда всякую всячину.

Фуражная шляпа

Наверное потому, что рабочие служивые больше всего нуждались в практичном головном уборе, впервые фуражка появилась у фуражиров. У солдат, которые подвозили на обозах провиант и оружие. Тулью уменьшили, но и козырек убрали. Получилось что-то типа круглой шапки, но название «фуражка», от слова «фуражир» за головным убором закрепилось.

Появились фуражки без козырька в 18 веке при Павле I. И лишь у драгунов и велосипедистов они были эффектными — с козырьком и высокой тульей. Но уже не такой высокой как у кивера.

Фуражная шляпа

И лишь в 1907 году армия преобразилась. Солдаты оделись в форму защитного цвета, и надели фуражки с козырьком. Вариации на тему фуражки остались — это бескозырка у моряков, а еще пилотка. По сути, пилотка — это вид простой фуражки, без козырька.

Эволюция фуражки

Фуражка перекочевала и в Красную Армию — было так удобно цеплять на нее красную звезду или красный околыш. Позже на фуражке появились эмблемы разных родов войск.

Чего только не было — фуражки носили набекрень и это считалось смелым. Была мода и на мягкие фуражки, без каркаса в тулье. Впрочем «мода» — неправильное выражение в отношении армии. Просто от какого-нибудь генерала исходила инициатива, и фуражки менялись.

Даже в наши дни так происходит. Сергей Шойгу отменил традиционные фуражки с широким верхом и ввел более компактные. Оказалось, что фуражки «аэродромы» военные не очень-то и любили.

А еще летом на фуражку надевали светлые чехлы, чтобы солнце меньше пекло. И этот чехол стал прообразом берета.

Хорошо знаешь историю? Проверь, помнишь ли ты всех лидеров СССР?

Как и для чего придумали фуражку — Рамблер/субботний

Фуражек сегодня великое множество: как военных, так и гражданских (их еще называли картузами). Есть даже женские модные фуражки со всеми обязательными элементами – и околышек, и козырек. И порой встречаются цены в несколько сотен долларов, соответствующие высокой моде. Но изначально фуражка (или фуражная шляпа) была в России исключительно военным головным убором, произошедшим от кивера.

Фото: КириллицаКириллица

В киверах щеголяли солдаты и офицеры времен наполеоновских войн. В целом кивер на фуражку весьма похож и имеет в сущности ту же конструкцию, однако он намного выше. На парадах солдаты в киверах выглядели блестяще – головной убор делал их визуально выше ростом, особенно украшенный султаном. При Николае Первом некоторые кивера с султаном достигали в высоту 73,5 см. Но в полевых условиях высокий (а значит и довольно тяжелый) кивер был неудобен: все время сваливался, надо было поправлять, да еще и солдаты норовили набить внутрь какие-то припасы, снять кивер и маршировать без головного убора. Но ладно еще маршировать.

Вот работать в кивере или тоже высокой гренадерке, рыть окопы или мчаться на коне с приказом – вообще сущее наказание. Из-за этого постепенно высоту похожих на ведра киверов уменьшали, и в конце концов в начале ХХ века кивер вовсе заменили почти везде на фуражку. Причем носили и носят ее далеко не только фуражиры (бойцы, отряженные для сбора и хранения корма для военных лошадей). Это только на заре их появления это было так: в полевых условиях для различных работ надевали фуражки, отложив красивые и основные головные уборы (те же киверы). Отсюда и название этого головного убора. Кстати, от фуражных шапок произошли и пилотки, в начале 20 в. они появились в России.

Изначально фуражка появилась в Европе и России в конце XVIII в., при императоре Павле I. Но носили ее почти сто лет без козырьков. Это был нестроевой головной убор. Лишь в некоторых частях русской армии (велосипедных и драгунских) в 1890-е гг. ввели фуражки с козырьком привычного нам вида, объединив в них преимущества бескозырьковых фуражных шапок и эффектных киверов с козырьками. Но только с 1907 г., когда армию переодели в мундиры защитного цвета, фуражка с козырьком для офицеров и нижних чинов основной массы пеших частей стала обязательным головным убором. А бескозырки остались для матросов и старшин военно-морского флота. Сначала фуражки шили из льняных и хлопчатобумажных тканей, а затем – из сукна, чтобы носить их и зимой. Оставалась популярным головным убором (и особенно у офицеров) фуражка и в Красной армии, и в армии современной России. В советское время она даже стала обязательным парадным головным убором многих частей. Фуражки удобны во многих отношениях: они легки, имеют красивый и полезный козырек. На околыше и тулье можно разместить опознавательные знаки, кокарды.

Изначально они указывали на род войск, к которым принадлежал воин. Кроме того, наличие тульи (широких полей), закрепленной на околыше, позволяет голове меньше потеть в жару. Летом фуражки иногда снабжают белыми чехлами, тоже спасая так голову от перегрева. От таких сменных чехлов произошел потом обычный берет.

Размеры отдельных элементов фуражки, форма ее и способ ношения могут сильно меняться в зависимости от военной моды, часто устанавливаемой армейскими руководителями. Например, в Русской императорской армии нижние чины часто носили фуражки набекрень, как бы «залихватски» сдвинув, однако таким образом разместив кокарду, чтобы она при этом осталась в вертикальном положении, по линии носа. Потом эта мода прошла, и фуражки стали носить прямо. Какое-то время модными были фуражки с «мягкой» тульей, без армирующих элементов. А в 1990-е гг. пошла мода на «грачевки», фуражки с очень высокой тульей. Почему – непонятно, видимо, практических соображений тут не было, просто министру обороны России П.С. Грачеву так нравилось.

Сегодня удобный головной убор в армии снова стал несколько ниже (такие фуражки теперь называют еще иногда «шойгувками»), а вот у офицеров Росгвардии они высокие. И многие были благодарны Шойгу за то, что довольно большие фуражки-«аэродромы» ушли в прошлое. Старый, историчный, лаконичный и скромный фасон этого головного убора пользуется заслуженной любовью и напоминает о преемственности и приверженности традициям в русской армии даже во внешнем облике солдат и офицеров.

Головные уборы в армиях мира: picturehistory — LiveJournal



Армия всегда стремилась отличаться от гражданских лиц своей одеждой и головными уборами. Но в отличии от цивильной, армейская мода всегда была более консервативной… Благодаря этому, а также уважению к армейским традициям, до наших времен дожили некоторые образцы военной формы и головных уборов армий мира, которые не менялись практически на протяжении сотен лет.

И так, головные уборы в армиях мира. Для удобства, расположим их в алфавитном порядке.

Балаклава – головной убор, который охватывает всю голову, оставляя открытыми только небольшую часть лица, например, нос и глаза. Назван в честь города Балаклава в Крыму. Во время Крымской войны 1853—1856 годов, такие вязаные шлемы защищали британские войска от холода. Но другое название этого предмета одежды, подшлемник, упоминается в печати гораздо раньше. Вообще, этот головной убор стал известен с 19 века.

Бандана – треугольный или квадратный платок. Изначально банданы использовались американскими ковбоями для защиты от пыли. Они повязывались на шее так, чтобы можно было их быстро надеть на лицо. В конце 1980-х – начале 90-х годов в Калифорнии банданы использовали, как знак принадлежности к определенной преступной группировке.

Бейсбольная кепка представляет собой мягкую шапочку с жесткими краями и козырьком. История кепки началась в 1860 году, когда ее стали носить игроки команды Brooklyn Excelsiors. К 1900 году этот головной убор стал популярным. В 1940-ом произошло рождение современной бейсболки. Козырек стал намного короче, и шляпа стала более удобной. В настоящее время бейсболки стали популярным предметом гардероба не только спортсменов, но и военных.

Берет. Современный берет происходит от традиционной шляпы пиренейских пастухов. Промышленное производство этого головного убора началось только в 17 веке на юге Франции. А к 1920 году береты выпускали уже более 20-ти французских заводов. Берет является частью униформы многих военных подразделений армий мира.

Бескозырка — форменный головной убор (фуражка без козырька) солдат, матросов, некоторых младших командиров, воспитанников военно-морских училищ ряда армий и флотов. В российской армии и флоте с 1811. В 1872 в российском флоте на бескозырки были введены ленточки, на которых обозначались наименование корабля или номер флотского экипажа. В 1921 году был утвержден образец обмундирования для военных моряков.
Со временем бескозырка подверглась лишь небольшим изменениям. Вместо названия корабля на лентах появилось название флота или военно-морского училища. Бескозырка представляет собой русский национальный головной убор. Ее внешний вид многие нашли красивым и привлекательным, он так импонировал иностранным морякам, что вскоре русская бескозырка завоевала признание во всех флотах мира.

Американские моряки носят бескозырки, больше похожие на панамы. Красные помпоны на белых шапочках французских военных моряков — давняя традиция. Раньше в кораблях были тесные помещения с низкими потолками, и помпон предохранял голову моряка от удара об их выступы. Сейчас корабельные помещения стали более просторными, но традиция использования красного помпона на белых шапочках французских военных моряков сохранилась до сих пор.

Гленгарри (Glengarry). Шапочка, сплюснутая с боков (наподобие пилотки), декорированная двумя ленточкам, прикреплёнными сзади, и небольшим помпоном, пришитым сверху. Обычно шьётся из плотной шерстяной ткани. По легенде гленгарри в конце XVIII века изобрёл британский полковник Александр Рэнелдсон МакДоннелл из Гленгарри.

Прототипом для нового головного убора стал национальный шотландский берет балморал, также украшавшийся лентами и помпоном. Изначально гленгарри носился с рабочей формой одежды как военный головной убор в британской армии. Позже гленгарри стали популярны в британской армии, благодаря своей практичности и удобству ношения. Также гленгарри стали носиться в качестве основного головного убора волынщиков шотландских полков. Обычно окраска гленгарри черная или темно-синяя, современные военные гленгарри всегда темно-синего цвета. Сегодня гленгарри носят многие шотландские полки британской армии.

Конфедератка — известный с XVIII века четырёхугольный головной убор в польской армии.

Куфия (другие возможные варианты написания – каффия, кафия и кеффия) является традиционным арабским головным убором для мужчин. Как правило, делается из куска хлопка и представляет собой шарф, иногда с кистями на концах. Его складывали по диагонали и повязывали на голову разнообразными способами при помощи агала (петли или кольца из толстого скрученного шнура) или ленты. Чаще всего этот головной убор можно встретить в засушливых районах, носят его для защиты головы от солнца, а глаз и рта от пыли и песка. Активно используется в вооруженных силах многих стран.

Кепи представляет собой разновидность кепки с плоской круглой тульей и небольшим козырьком. Кепи изначально был наиболее распространенным головным убором во французской армии. Его предшественник появился в 1830-х годах в ходе оккупации Алжира, и представлял собой легкий тростниковый каркас, обтянутый тканью. Позже дешевизна сделала кепи самым популярным головным убором военных, начиная с середины 19 века. В настоящее время кепи несколько видоизменился и стал очень популярным головным убором.



Кепка Корпуса Морской Пехоты США
(utility cover, utility cap, eight-pointed cover). Используется также на флоте и в Береговой Охране США.

Медвежья шапка. Знаменитые шапки королевских гвардейцев Великобритании сделаны из меха североамериканского медведя-гризли. У офицеров шапки более высокие и более блестящие. Дело в том, что их делают из меха самца, а шапки рядовых и унтер-офицеров – из меха самки гризли (он не столь эффектно выглядит).

Но и шапки рядовых гвардейцев, которые, так сказать, передаются по наследству, от демобилизующихся солдат – молодым призывникам, служат, чуть ли не сто лет, так что члены общества охраны животных могут быть спокойны за поголовье медведей.

Пакол, пакуль или читарли. Пакуль получил большую популярность среди пуштунских племен в начале XX века в значительной мере из-за громоздкости тюрбанов.

Папаха. В русской армии этот головной убор появился в 1817 году в войсках, ведущих боевые действия на Кавказе. Впрочем, тогда он представлял собой лишь меховую шапку. С 1855 года папаха была головным убором войск Кавказского корпуса и всех казачьих войск. Шилась она обычно из каракуля, овчины или медвежьего меха. Приказ 1871 года по Военному ведомству вводил черную папаху из смушки или мерлушки (шкура ягненка) высотой от 15 до 25 см. А в Сибирском и Оренбургском казачьих войсках были приняты и так называемые трухменки — мохнатые папахи туркменского образца. К Русско-японской войне 1904-1905 годов в действующей армии носили папахи из черного бараньего меха. В 1913-м, накануне Первой мировой войны, на папахи перешла вся армия. Изготавливались они из серой смушки, а разработаны и введены были еще в 1910 году.
В Красной Армии папаха по идеологическим соображениям («это атрибут царских войск и белогвардейщины») была отменена (так же, как и погоны). Но ненадолго. Приказом наркома обороны СССР от 23 апреля 1936 года она вводилась вновь — правда, только для донских казачьих частей. Но уже 1 февраля 1941 года приказом военного наркома эта казачья папаха была вновь отменена: с 1 октября 1941 года армия должна была начать переход на новые виды обмундирования. Папаха в ее современном виде была введена в 1940 году для маршалов и генералов.
А в 1943-м ее смогли примерить и полковники. Папаха была исключена из перечня предметов экипировки защитников Отечества в 1994-м указом Ельцина, который тогда ввел новую, нынешнюю, форму одежды военнослужащих. Президент Владимир Путин вернул армии папаху в 2005 году.

Пилотка (garrison cap, side cap, wedge cap, field service cap). Предполагается, что пилотка впервые появилась в австрийской армии в конце XIX века. Прототипом для неё послужила национальная сербская шапочка шайкача, которую носили отряды австрийских сербов, нападавших на приграничные турецкие территории. В российской армии пилотка была введена во время первой мировой войны в качестве головного убора для лётчиков.

Её можно было легко спрятать в карман и одеть вместо шлема после окончания полёта, фуражка в этом случае не походила. По этой причине пилотка (от слова пилот) первоначально называлась полётной шапкой или полёткой. Со временем пилотка стала форменным головным убором различных военных и полувоенных (пионеры, кадеты, скауты и др.) формирований.

Полевая кепка (patrol cap, field cap) — мягкая кепка с жестким, округлым козырьком и плоской вершиной, которую военнослужащие некоторых стран используют, когда не требуется боевой шле

м.

Рыбацкая шляпа (bucket hat, fishing hat, beanie hat). Представляет собой мягкую хлопковую шляпу с широкими сильно наклоненными вниз полями. В тулье чаще всего делают несколько отверстий, в результате чего происходит вентиляция, и в шляпе не так жарко. Такие шляпы используются в ВМС и армии США, а также в армиях других стран. У нас такая шляпа называется «панамой», хотя это не совсем верно.

Терай (terai). Представляет собой шляпу для защиты от солнца, с широкими полями и вентиляцией в тулье, чаще всего сделанную из войлока. Эта шляпа приобрела огромную популярность в конце 19 века. Использовалась в качестве альтернативы тропическому шлему. Сейчас эти шляпы носят в основном подразделения непальских гуркхов.

Тропический шлем. Каска с широкими полями и полусферической тульей. Часто имеет подбородный ремешок и навершие в виде маленькой пики или эмблемы. Обычно изготавливается из пробки или растительных волокон, а сверху обтягивается тканью. Колониальный шлем появился в британской армии в середине XIX века во время войн с другими европейскими державами за свои колонии в тропиках и вооружённых восстаний в Индии. Позже колониальный шлем использовался американцами во время войн во Вьетнаме и Корее. Сегодня колониальный шлем – элемент парадной формы некоторых армейских подразделений Великобритании и стран Британского Содружества.

Тэм о шэнтер (tam o shanter). Традиционный головной убор в Шотландии. Круглая шапочка с плотно облегающей лентой вокруг головы и мягким объемным верхом. На макушке обычно украшена помпоном. Носят ее, заломив на одну сторону. Британская и канадская пехота начала носить тэм-о-шентеры цвета хаки во время Второй мировой войны. В условиях окопной войны такой берет являлся наиболее практичной альтернативой другому головному убору – гленгарри. Современные тэм-о-шентеры, которые носят в разнообразных шотландских полках, отличаются эмблемами и перьевыми султанчиками различных цветов.

Сейчас встречается только в качестве головного убора шотландских полков в армии Великобритании, и в некоторых воинских подразделениях Канады.

Тюрбан (turban) — мужской и женский головной убор у народов Азии и Северной Африки — полотнище лёгкой ткани, обёрнутое вокруг головы. Тюрбан обычно наматывается на тюбетейку, феску или шапку. Для его изготовления обычно требуется 6-8 метров ткани, но на некоторые виды тюрбанов уходит до 20 метров материи.

Тюрбан сейчас носят во многих армиях, где служат индусы-сикхи.

Ушанки считаются традиционным головным убором в России. Ушанка сделана из меха или овчины и предназначается для защиты от холода. В 1934 году шапка-ушанка обрела вид, привычный всем до сих пор, её стали носить Военно-морские силы Рабоче-крестьянской Красной Армии. Шапка-ушанка черного цвета состояла из окола, суконного черного колпака, козырька и назатыльника с наушниками. Наушники в опущенном положении завязываются на тесьму, а в поднятом заправляются внутрь назатыльника. В соответствии с приказом Наркома ВМФ № 426 от 20 октября 1939 года, суконный колпак заменили на кожаный, а также добавили обтянутую кожей пуговицу. Шапки высшего и старшего командного состава изготовляли из меха мерлушки черного цвета, а шапок среднего комсостава и сверхсрочнослужащих — из меха цигейки чёрного цвета. С 1940 года шапка-ушанка стала зимним головным убором армии и милиции. Головной убор делали из светлой овчины, хотя на флоте ушанки оставались чёрными.

Фуражка (forage cap). Головной убор с высокой тульей, околышем и козырьком. Обычно декорируется по околышу и верхнему краю тульи специальным ремнём, рантом и кокардами, крепящимися на тулью и околыш. Фуражка получила своё название от слова «фураж» (корм для лошадей). Дело в том, что первые фуражки появились во время наполеоновских войн, и их носили русские, прусские и британские кавалеристы, занимавшиеся поиском корма для лошадей. Сегодня фуражка, в различных её формах является частью военной формы армий многих стран мира. Следует добавить, что в Великобритании и странах Британского Содружества термин forage cap используют также и для обозначения пилотки.

Шляпа рейнджера (campaign hat). Эти шляпы также называют шляпой сержанта или шляпой бойскаутов. Широкополая фетровая шляпа, с высокой верхушкой, симметрично «защипнутая» с четырех сторон, и таким образом образующая пик в центре – «пик Монтаны». Изначально верхушка шляпы заканчивалась обычной складкой, но из-за обильных тропических дождей, дизайн шляпы был изменен в угоду практичности: в «складках Монтаны» вода не задерживается.

Сегодня эти шляпы в обиходе у королевской полиции Канады, новозеландской армии, вооруженных сил США, правоохранительных органов США, а также у бойскаутов.

Шляпа-таблетка (pillbox hat). Небольшая шляпа без полей, с цилиндрической тульей; часто совсем плоская, с небольшим желобком, опоясывающем центр тульи. В это трудно поверить, но ещё совсем недавно шляпа-таблетка, дополненная подбородочным ремешком, была военным головным убором. Её и сейчас в этом качестве используют в некоторых странах Британского содружества.

веревка — Викисловарь

  • Африкаанс: tou
  • албанский: litar (sq), rade
  • Амхарский: ገመድ (gämäd)
  • Арабский: حَبْل m (abl)
    Египетский арабский: حبل m (abl)
  • арагонский: cuerda f
  • Армянский: պարան (hy) (paran), թոկ (hy) (tʿok), ճոպան (hy) (čopan)
  • Арумынский язык: fune, coardã f
  • Ассамский: জৰী (зори), ৰছী (rosi), ডোৰ (dür)
  • Астурия: cuerda (ast) f , soga f
  • Азербайджанский: kəndir (az)
  • Башкирский: арҡан (аркан)
  • Белорусский: вяро́ўка f (vjaróŭka), шво́рка f (švórka)
  • бенгальский: দড়ি (dôṛi)
  • Бретонский: kordenn (br) f
  • Brunei Malay: tali, kalat
  • Болгарский: въже́ (bg) n (vǎžé)
  • Бирманский: ကြိုး (my) (krui :), လွန် (my) (lwan)
  • каталонский: corda (ca) f
  • Центральный Дусун: тали
  • Чамикуро: ийча, меспийча
  • чеченский: тӀийриг (ṭīrig)
  • Чероки: ᏍᏕᏱᏛ (сдейидв)
  • китайский:
    Дунганский: шынзы (šɨnzɨ)
    Мандарин: 繩子 (чж), 绳子 (чж) (шэнцзи), 繩索 (чж), 绳索 (чж) (шэнсуǒ)
  • коптский: ⲛⲟ ϩ (noh)
  • Крымскотатарский: arqan
  • Чешский: lano (cs) n
  • датский: tov (da) n
  • Дюпанинган Агта: гакад
  • Голландский: touw (nl) n
  • Египетский: (nwḥ)
  • Эсперанто: ŝnuro (eo)
  • на эстонском языке: köis
  • Фарерские острова: reip n , tog n
  • финский: köysi (fi)
  • французский: corde (fr) f
  • фриульский: cuarde f
  • Галисийский: корда (gl) f , soga (gl) f , эстринке м
  • Грузинский: თოკი (тоḳи), საბელი (сабели), ბაგირი (багири), ბაწარი (бак̣ари)
  • Немецкий язык: Seil (de) n , Tau (de) n
  • Греческий: σχοινί (el) n (schoiní)
    Древний: σχοινίον n (skhoiníon), σειρά f (seirá)
  • гуджарати: દોરડું n (dor)
  • Еврейский: חֶבֶל (he) m (khével)
  • Хинди: डोरी (привет) f (orī)
  • венгерский: kötél (hu)
  • Исландский: reipi (is) n , tog n
  • Ido: kordo (io)
  • Интерлингва: Corda, Fun
  • Interlingue: corde, fune
  • Ирландский: téad f , teaghrán m
  • Истриот: curda f
  • итальянский: corda (it) f , cavo (it) m
  • Японский: ロ ー プ (rōpu), 綱 (ja) (つ な, tsuna), 縄 (ja) (な わ, nawa)
  • Каннада: ಹಗ್ಗ (kn) (hagga)
  • Казахский: арқан (аркан), жіп (джип)
  • кхмерский: ខ្សែ (км) (ксаэ), ពួរ (км) (пуə)
  • Корейский: 밧줄 (ko) (batjul)
  • курдский:
    Курманджи: бен (ку), беник (ку)
  • Кыргызский: аркан (ky) (аркан), жип (ky) (cip)
  • лаосский: ເຊືອກ (sư̄ak)
  • Латгальский язык: vierve f
  • Латиница: fūnis m , rudēns m , restis f
  • на латышском языке: aukla f , virve f
  • Литовский: virvė (lt) f
  • Лухья: Кумукое
  • люксембургский: Seel n
  • Македонский: јаже n (jaže)
  • Малайский: тали (мс)
  • Мальтийский: ħabel m
  • Маори: таура, хутихути, таукеа, торокаха
  • маратхи: दोरी f (дори)
  • Мирандский: cuorda f
  • Монгольский: олс (mn) (ols)
  • Навахо: tłʼóół
  • непальский: डोरी (orī)
  • Нгазиджа Коморские острова: нгве, хамба
  • норвежский:
    Букмол: tau (нет) n , rep (no) n , reip n , (веревки) tauverk n
    нюнорск: тау н , тог н , рип н , (канаты) тауверк н
  • Novial: пожалуйста, добавьте этот перевод, если можете
  • Окситанский: còrda (oc) f
  • Окинава: 綱 (ち な, Китай)
  • Старославянский язык:
    Кириллица: ѫже n (ǫže)
  • Древнеанглийский: sāl m , sīma m
  • Ория: ଦଉଡି (dôuḍi)
  • Осейдж: wéðį
  • Papiamentu: kabuya, liña
  • пушту: پړیَ (ps) m (paṟṟaey)
  • Персидский: طناب (fa) (tanâb), رسن (fa) (rasan)
  • Plautdietsch: Strank м
  • Польский: lina (pl) f , sznur (pl) m , powróz (pl) m (архаичный)
  • Португальский: corda (pt) f
  • пенджаби: ਰੱਸਾ f (rassā)
  • Кечуа: вату, васка
  • Rajasthani: пожалуйста, добавьте этот перевод, если можете
  • Румынский: frânghie (ro) f , coardă (ro), funie (ro)
  • Romansch: suga f (Rumantsch Grischun, Sursilvan), suja f (Sutsilvan), soua f (Surmiran), sua f (Puter, Vallader), sughet m (Rumantsch Grischun, Sursilvan)
  • Русский: верёвка (ru) f (verjóvka), трос (ru) m (tros) (толстый), кана́т (ru) m (kanát) (кабель), бечёвка (ru) f ( Бечувка)
  • Русин: шпара ф (šparga)
  • Сардинский: codra f , corda f , colda f , fune f , funi f
  • Шотландский гэльский: ròp m , ròp m
  • сербохорватский:
    Кириллица: у̏же n
    Роман: že (sh) n
  • Сингальский: කඹය (kaᵐbaya)
  • Словацкий: lano n
  • словенский: vrv (sl) f
  • Рыжий:
    Нижний серб: powrjoz m
  • Испанский: cuerda (es) f , soga (es) f
  • Суахили: камба (sw)
  • Шведский: rep (sv) n
  • Тагальский: tali (tl)
  • Таджикский: арғамчин (тг) (арġамчин), таноб (таноб)
  • талыш:
    Asalemi: لافند (lâfənd), لافوند (lâfund)
  • Тамильский: கயிறு (ta) (kayiṟu)
  • Татарский: аркан (tt) (arkan)
  • телугу: తాడు (te) (tāḍu), మోకు (te) (mōku)
  • Тайский: เชือก (th) (chʉ̂ʉak)
  • тибетский: ཐག་ པ (thag pa)
  • Тигринья: ገመድ (gämäd)
  • Турецкий: халат (tr)
  • туркменский: tanap, ýüp
  • Угаритский: 𐎈𐎁𐎍 (ḥbl)
  • Украинский: вірьо́вка f (virʹóvka), моту́зка f (motúzka), шво́рка f (švórka), верве́чка (uk) f (vervéčka)
  • Урду: رسی (resa), وری f (orī)
  • Уйгурский: ئارقان (аркан), ئارغامچا (аргамча)
  • Узбекский: аркон (уз), аргамчи (уз)
  • Вьетнамский: dây (vi)
  • Волапюк: джайн (vo)
  • Валлония: coide (wa) f
  • Валлийский: rhaff (cy) f , rhaffau (cy) f pl
  • Вестроботнийский: tag n , raip n
  • Белый хмонг: hlua
  • Идиш: שטריק м или ф (штрик)
  • Юпик: pilu’uvkaaq
  • Зеландский: touwe f
  • Чжуан: cag
  • зулусский: intambo (zu) 9 или 10
.

Oscar Wilde — Текст песни The Ballad of Reading Gaol

Он не носил своего алого пальто,

Ибо кровь и вино красные,

И кровь и вино были на его руках

Когда нашли его с мертвым,

Бедная мертвая женщина, которую он любил,

И убили в ее постели.

Он ходил среди Испытателей

В костюме потертого серого цвета;

На голове была крикетная кепка,

И походка его казалась легкой и веселой;

Но я никогда не видел человека, который выглядел бы

Так грустно в тот день.

Я никогда не видел человека, который выглядел бы

С таким задумчивым взглядом

На этой маленькой голубой палатке

Кого из заключенных зовут небо,

И при каждом дрейфующем облаке

С серебряными парусами.

Я ходил с другими душами в боли,

В другом кольце

И было интересно, сделал ли человек

Большая или маленькая вещь,

Когда голос позади меня тихо прошептал,

«Этот парень должен качаться.»

Дорогой Христос! Самые тюремные стены

Вдруг показалось намотанное,

И небо над моей головой стало

Как шкатулка из раскаленной стали;

И хотя я был душой в боли,

Моей боли я не чувствовал.

Я знал только то, что думали охотники

Ускорили шаг, и почему

Он смотрел на яркий день

С таким задумчивым взглядом;

Мужчина убил то, что любил

И поэтому ему пришлось умереть.

И все же каждый убивает то, что любит

Каждым да будет это услышано,

Некоторые делают это с горечью,

Некоторые с лестным словом,

Трус делает это поцелуем,

Храбрый с мечом!

Некоторые убивают свою любовь в молодости,

И некоторые, когда они состарились;

Некоторые душат руками Похоть,

Некоторые с руками из золота:

Самые добрые воспользуйтесь ножом, т.к.

Мертвые так быстро остывают.

Некоторые любят слишком мало, некоторые слишком долго,

Некоторые продают, а другие покупают;

Некоторые делают дело со слезами,

И некоторые без вздоха:

За каждый мужчина убивает то, что любит,

nbsp; И все же не каждый человек умирает.

Он не умирает смертью от стыда

В день темного позора,

И на шее не должно быть петли,

Ни тряпки на его лице,

Ноги не падают вперед через пол

В пустое место

Он не сидит с молчаливыми людьми

Которые наблюдают за ним день и ночь;

Кто смотрит на него, когда он пытается плакать,

И когда он пытается молиться;

Кто следит за ним, чтобы он не ограбил

Тюрьма своей добычи.

Он не просыпается на рассвете, чтобы увидеть

Ужасающие фигуры заполняют его комнату,

Дрожащий капеллан в белом,

Корма Шериф с мраком,

И губернатор весь в блестящем черном,

С желтым лицом Рока.

Он не поднимается в жалкой спешке

Одежду осужденного,

В то время как какой-то грубый Доктор злорадствует и отмечает

Каждая новая и нервная поза,

Перебирая часы с маленькими тиканьями

Похоже на ужасные удары молотком.

Он не знает, что тошнотворная жажда

Это пески горла, до

Палач в перчатках садовника

Проскальзывает через мягкую дверь,

И связывает одну с тремя кожаными ремешками,

Что в горле больше не будет жажды.

Не наклоняет голову, чтобы слышать

В захоронении читали,

И пока ужас его души

Говорит ему, что он не мертв,

Скрестите свой гроб, пока он двигается

В ужасный сарай.

Он не смотрит в воздух

Через маленькую стеклянную крышу;

Он не молится глиняными устами

Чтобы его агония прошла;

Не чувствуй на его дрожащей щеке

Поцелуй Каиафы.

Шесть недель гвардеец гулял по двору,

В костюме потертого серого цвета:

На голове у него была крикетная кепка,

И походка его казалась легкой и веселой,

Но я никогда не видел человека, который выглядел бы

Так грустно в тот день.

Я никогда не видел человека, который выглядел бы

С таким задумчивым взглядом

На этой маленькой голубой палатке

Кого из заключенных зовут небо,

И за каждым блуждающим облаком, которое тянулось за

Ее разлетелись руны.

Он не заламывал руки, как

Те глупые люди, которые осмеливаются

Чтобы попытаться воспитать подменыша Надежды

В пещере черного отчаяния:

Он смотрел только на солнце,

И напился утреннего воздуха.

Он не заламывал рук и не плакал,

И он не заглядывал и не сосал,

Но он пил воздух, как будто в нем было

. Некоторый здоровый анодин;

С открытым ртом пил солнце

Как будто это было вино!

И я и все души в боли,

Кто попрал другое кольцо,

Забыл, сделали ли мы сами

Большая или маленькая вещь,

И смотрел взглядом тупого изумления

Человек, которого пришлось качать.

И странно было видеть, как он проходит

С такой легкой и веселой ступенькой,

И странно было видеть его взглядом

Так тоскливо в тот день,

И странно было думать, что он

Пришлось платить такой долг.

Для дуба и вяза имеют приятные листья

Что на весенней съемке:

Но мрачно смотреть на виселицу,

С корнем, усыпанным гадюкой,

И, зеленый или сухой, человек должен умереть

Прежде чем он принесет свои плоды!

Самое высокое место — это престол благодати

Для чего стараются все жители мира:

Но кто будет стоять в пеньковой полосе

На эшафоте высоком,

И через ошейник убийцы возьмите

Его последний взгляд на небо?

Под скрипки сладко танцевать

Когда любовь и жизнь справедливы:

Танцевать под флейты, танцевать под лютни

Нежный и редкий:

Но не сладко с шустрыми ногами

Танцевать в воздухе!

Так что любопытными глазами и больными предположениями

Мы наблюдали за ним день за днем,

И задавался вопросом, каждый ли из нас

Закончил бы так же,

Ибо никто не может сказать, что это за красный ад

Его слепая душа может заблудиться.

Наконец покойник больше не прошел

Среди испытуемых,

И я знал, что он встал

В ужасной ручке черного дока,

И я никогда не увижу его лица

Снова в милом Божьем мире.

Как два обреченных корабля, проходящих в шторм

Мы пересеклись:

Но мы не сделали ни одного знака, мы не сказали ни слова,

Нам нечего было сказать;

Ибо мы не встретились в святую ночь,

Но в позорный день.

Тюремная стена окружала нас обоих,

Мы были двумя изгоями:

Мир вытолкнул нас из своего сердца,

И Бог от его заботы:

И железный джин, который ждет греха

Поймал нас в ловушку.

Во дворе должников камни твердые,

И капающая стена высокая,

Так вот он и поднялся в воздух

Под свинцовым небом,

И с каждой стороны ходил Страж,

Из страха, что человек может умереть.

А то сидел с теми, кто смотрел

Его тоска днем ​​и ночью;

Кто смотрел на него, когда он заплакал,

И когда он присел, чтобы помолиться;

Кто следил за ним, чтобы не ограбить

Их эшафот своей добычи.

Губернатор был силен на

Закон о правилах:

Доктор сказал, что Смерть была всего лишь

Научный факт:

И дважды в день капеллан звонил

И оставил небольшой трактат.

И дважды в день курил трубку,

И выпил свою кварту пива:

Его душа была непоколебима и держала

Нет убежища для страха;

Часто говорил, что рад

Руки палача были рядом.

Но почему он сказал такую ​​странную вещь

Ни один Страж не осмелился спросить:

Для того, кому судьба наблюдателя

Выдается в качестве его задания,

Должен замкнуть его губы,

И сделай его лицо маской.

Или его могут переместить и попробовать

Для комфорта или консоли:

И что делать Human Pity

Застрял в норе убийц?

Какое слово благодати в таком месте

Может помочь душе брата?

С накидом и поворотным кольцом

Мы прошли парад дураков!

Нам было все равно: мы знали, что нас

Собственная бригада дьявола:

И бритая голова и ноги из свинца

Устройте веселый маскарад.

Разорвали гудроновую веревку в клочья

С тупыми и кровоточащими ногтями;

Мы протерли двери, мыли полы,

И почистил светящиеся рельсы:

И по порядку мы намылили доску,

И грохотали ведрами.

Мешки сшили, камни разбили,

Обернули пыльную дрель:

Мы били консервы и выкрикивали гимны,

И на мельнице вспотел:

Но в сердце каждого мужчины

Ужас лежал неподвижно.

Так еще лежало, что каждый день

Поползла, как волна, забитая сорняками:

И мы забыли горькую партию

Это ждет дурака и мошенника

, До того момента, как мы с работы топтались,

Мы прошли открытую могилу.

С зияющей пастью желтая дыра

Зиял за живое существо;

Сама грязь взывала к крови

К жаждущему асфальтового кольца:

И мы знали, что до рассвета наступило прекрасное

Какому-то заключенному пришлось качаться.

Мы пошли с намерением души

О смерти, ужасе и гибели:

Палач с сумочкой,

Шарил сквозь мрак

И каждый дрожал, когда подкрался

В его пронумерованную гробницу.

В ту ночь пустые коридоры

Были полны форм страха,

И вверх и вниз по железному городу

Украл ноги, которых мы не слышали,

И сквозь решетку, скрывающую звезды

Казалось, белые лица всматриваются.

Он лежал как лживый и мечтающий

В красивом луге,

Наблюдатель наблюдал за ним, пока он спал,

И не мог понять

Как можно было так сладко спать?

С палачом под рукой?

Но нет сна, когда люди должны плакать

Кто еще не плакал:

Итак, мы — дурак, мошенник, мошенник —

Это бесконечное бдение сохранялось,

И через каждый мозг на руках боли

Подкрался чужой ужас.

Увы! это страшная вещь

Чувствовать чужую вину!

Ибо прямо внутри меч греха

Пробитый до отравленной рукояти,

И поскольку расплавленный свинец был слезами, мы пролили

За кровь, которую мы не пролили.

Стражи в войлочной обуви

Пробирался у каждой запертой двери,

И посмотрел и увидел глазами благоговения,

Серые фигуры на полу,

И задавался вопросом, почему люди преклонили колени, чтобы помолиться

Кто никогда раньше не молился.

Всю ночь мы преклоняли колени и молились,

Безумные скорбящие по трупу!

Мутные шлейфы полуночи были

Перья на катафалке:

И горькое вино на губке

Был спасителем раскаяния.

Петухи, красные петухи,

Но дня так и не наступило:

И кривая форма Ужаса присела,

По углам где лежим:

И каждый злой дух, что ходит ночью

Перед нами как будто играли.

Они скользили мимо, они скользили быстро,

Как путешественники сквозь туман:

Издевались над луной на ригадуне

Тонкого поворота и скручивания,

И с формальным темпом и отвратительной грацией

Фантомы продолжили свидание.

С шваброй и косилкой мы видели, как они идут,

Тонкие тени рука об руку:

О, о, в призрачном бегстве

Они ступили на сарабанду:

И проклятые гротески сделали арабески,

Как ветер на песке!

С пируэтами марионеток,

Споткнулись о остроконечный протектор:

Но флейтами Страха они наполнили ухо,

Как они вели свою ужасную маску,

И громко пели, и громко пели,

Они пели, чтобы разбудить мертвых.

«Ого!» они кричали: «Мир широк,

Но хромают скованные конечности!

И один или два раза бросить кости

Джентльменская игра,

Но не выигрывает тот, кто играет с Sin

В секретном Доме стыда ».

Никаких воздушных шалостей, эти выходки были

Тот резвился с таким ликованием:

Мужчинам, чьи жизни были заключены в тюрьму,

И чьи ноги не могут освободиться,

Ах! раны Христа! они были живыми существами,

Страшнее всего видеть.

Вокруг, кругом вальсировали и кружили;

Некоторые колесили ухмыляющимися парами:

С шагом измельчения demirep

Некоторые пробирались вверх по лестнице:

И с тонкой усмешкой и заискивающей ухмылкой,

Каждый помогал нам в молитвах.

Завыл утренний ветер,

Но ночь продолжалась:

Через его гигантский ткацкий станок паутина мрака

Подкрался, пока не закрутилась каждая нить:

И пока мы молились, мы испугались

О Правосудии Солнца.

Стонущий ветер блуждал вокруг

Плачущая стена темницы:

Тилль как колесо токарное стальное

Мы почувствовали, как ползут минуты:

О стонущий ветер! что мы сделали

Иметь такого сенешаля?

Наконец-то увидел затененные полосы

Как свинцовая решетка,

Двигайтесь вправо через беленую стену

Который стоял перед моей трехъярусной кроватью,

И я знал, что где-то в мире

Страшный рассвет Бога был красным.

В шесть часов мы убрали наши камеры,

В семь все было по-прежнему,

Но шум и взмах могучего крыла

Казалось, что тюрьма наполнилась,

Для Повелителя Смерти с ледяным дыханием

Зашел убивать.

Он не прошел в пурпурной помпе,

И не ездить на белоснежном коне.

Три ярда шнура и раздвижная доска

Нужны ли все виселицы:

Так с веревкой стыда пришел Вестник

Сделать секретное дело.

Мы были как люди, прошедшие через болото

Из грязной тьмы ощупью:

Мы не осмелились произнести молитву,

Или дайте наш размах страданий:

Что-то умерло в каждом из нас,

А мертвой была Надежда.

Мрачное правосудие человека идет своим путем,

И не свернет в сторону:

Он убивает слабых, он убивает сильных,

У него смертельный шаг:

Железной пяткой поражает сильных,

Чудовищное отцеубийство!

Ждали удара восьмерки:

Каждый язык был толстым от жажды:

Для удара восьмерки это удар судьбы

Это делает человека проклятым,

И Судьба будет использовать бегущую петлю

Для лучшего и худшего.

Нам было нечего делать,

Сохраните, чтобы дождаться знака на com

e: Итак, как каменные вещи в одинокой долине,

Тихо сидели и немые:

Но сердце каждого мужчины билось сильно и быстро

Как сумасшедший по барабану!

С внезапным потрясением тюремные часы

Смутный в дрожащем воздухе,

И из всей тюрьмы поднялся вопль

Бессильного отчаяния,

Как звук, который слышат испуганные болота

От прокаженного в его логове.

И как видишь самые страшные вещи

В кристалле мечты,

Увидели жирную веревку конопли

Прицеплен к почерневшей балке,

И услышал молитву ловушка палача

Задушен до крика.

И все горе, которое его так тронуло

Что он издал этот горький крик,

И дикие сожаления, и кровавый пот,

Никто не знал так хорошо, как я:

Для того, кто живет больше одного человека

Больше смертей, чем нужно умереть.

В тот день часовни нет

На котором вешают мужчину:

Сердце капеллана слишком больно,

Или его лицо слишком бледное,

Или есть что написано в его глазах

На что никто не должен смотреть.

Так они держали нас близко до полудня,

И тогда они позвонили,

И надзиратели с их звенящими ключами

Открыты все камеры прослушивания,

И мы спустились по железной лестнице,

Каждый из своего отдельного ада.

Мы вышли в Божий сладкий воздух,

Но не обычным способом,

Лицо этого человека было белым от страха,

И лицо этого человека было серым,

И я никогда не видел грустных мужчин, которые выглядели

Так грустно в тот день.

Я никогда не видел грустных мужчин, которые выглядели

С таким задумчивым взглядом

На этой маленькой голубой палатке

Мы, пленники, называем небо,

И при каждом неосторожном облаке, прошедшем

В счастливой свободе.

Но такие были среди нас

Кто ходил с опущенной головой,

И знал, что если бы каждый получил свое,

Вместо этого они должны были умереть:

Он убил, но убил живое существо

Пока они убивали мертвых.

Для того, кто грешит второй раз

Пробуждает мертвую душу от боли,

И вынимает из пятнистой пелены,

И снова кровоточит,

И заставляет кровоточить большие потоки крови

И заставляет кровоточить напрасно!

Как обезьяна или клоун, в чудовищной одежде

С кривыми стрелками со звездочкой,

Мы молча обошли

Скользкий асфальтовый двор;

Мы молча ходили по кругу,

И никто не сказал ни слова.

Мы молча ходили по кругу,

И через каждый пустой разум

Память об ужасных вещах

Мчался ужасным ветром,

И Ужас преследовал перед каждым мужчиной,

И ужас подкрался позади.

Стражи расхаживали вверх и вниз,

И держали свое стадо животных,

У них была шикарная форма,

. И они были в своих воскресных костюмах,

Но мы знали, что они работали на

По негашеной извести на их ботинках.

Там, где могила широко открылась,

Могилы не было вообще:

Только полоса грязи и песка

У ужасной тюремной стены,

И немного горящей извести,

Что этому мужчине должно быть приелось.

Ибо у него покрывало, этот несчастный человек,

Такие, на которые могут претендовать немногие мужчины:

Глубоко под тюремным двором,

Обнаженная для большего стыда,

Он лежит с оковами на каждой ноге,

Обернутый пламенем!

И все время горючая известь

Поедает мясо и кости,

Ночью ест ломкую кость,

И мягкое мясо днем,

Он по очереди ест плоть и кости,

Но он всегда ест сердце.

Три долгих года не сеют

Или корень или саженец там:

За три долгих года неблагополучное место

Будет стерильно и голо,

И взгляни на чудесное небо

С безупречным взглядом.

Они думают, что сердце убийцы заразит

Каждое простое семя они сеют.

Это не так! Божья добрая земля

Добрее, чем знают мужчины,

И красная роза будет более красной,

Белая роза белее удара.

Из его рта красная, красная роза!

Из его сердца белый!

Ибо кто может сказать каким странным образом,

Христос раскрывает Свою волю,

Из-за бесплодного посоха паломник принес

Расцвела на глазах у великого Папы?

Но ни молочно-белая роза, ни красная

Может цвести в тюремном воздухе;

Осколок, галька и кремень,

Вот что нам там дают:

Цветы лечили

Отчаяние обычного человека.

Так никогда не будет винно-красная роза или белая,

Лепесток за лепестком, осень

На том участке грязи и песка, который лежит

У ужасной тюремной стены,

Сказать мужчинам, бродящим по двору

<7nbsp; Этот Божий Сын умер за всех.

Тем не менее, несмотря на ужасную тюремную стену

Все еще подшивает его по кругу,

И духовный человек не ходит ночью

То есть оковами,

И дух не может плакать, что ложь

В такой нечестивой земле,

Он спокоен — этот несчастный человек —

В мире или скоро будет:

Нет ничего, что могло бы его разозлить,

И Террор не ходит в полдень,

За бледную Землю, на которой он лежит

Нет ни Солнца, ни Луны.

Повесили как зверя:

Они даже не звонили

Регием, который мог принести

Покой его испуганной душе,

Но поспешно вывели его,

И спрятала его в яму.

С него сняли холщовую одежду,

И отдал его мухам;

Издевались над опухшим фиолетовым горлом

И суровые и пристальные глаза:

И с громким смехом навалили пелену

В чем заключается их осужденный.

Капеллан не становился на колени для молитвы

У его бесчестной могилы:

И не пометьте это благословенным Крестом

Что дал Христос для грешников,

Потому что этот человек был одним из тех

Кого Христос сошел спасти.

Но все хорошо; он прошел

В назначенный Борн Лайф:

И чужие слезы наполнят его

Урна жалости давно сломанная,

По его скорбящим будут изгнанники,

А изгоев всегда скорбят.

Не знаю, верны ли законы,

Или ошибаются ли законы;

Все, что мы знаем, кто лежит в тюрьме

Разве что стена крепкая;

И что каждый день похож на год,

Год, дни которого длинные.

Но я знаю, что каждый Закон

Что мужчины сделали для человека,

С тех пор, как первый Человек лишил своего брата жизни,

И начался печальный мир,

Но соломкой пшеницу спасает мякину

С самым злым фанатом.

Я тоже это знаю — и было мудро

Если бы каждый знал одно и то же —

Что каждая тюрьма, которую строят мужчины,

Построен из кирпичей позора,

И скованы прутьями, чтобы не увидел Христос

Как люди калечат их братья.

Решетками они размывают милую луну,

И слепит доброе солнце:

И им хорошо удается скрыть свой ад,

Ибо в нем все делается

Тот Сын Божий, ни сын Человеческий

Всегда надо смотреть!

Самые гнусные дела, подобные ядовитым сорнякам

Колодец цветения в тюрьме:

В Человеке есть только хорошее

Что там пустошь и сохнет:

Бледная Страдания держит тяжелые ворота,

И Страж в отчаянии

Потому что они морили голодом маленького напуганного ребенка

Пока не заплачет день и ночь:

И бьют слабых, и глупых порют,

И угрюмый старый и серый,

И некоторые злятся, и все портятся,

И никто не может сказать ни слова.

Каждая узкая камера, в которой мы живем

Грязная и темная уборная,

И зловонное дыхание живой Смерти

Заглушает каждую решетку,

И все, кроме похоти, обращено в пыль

В машине человечества.

Солоноватая вода, которую мы пьем

Ползает с отвратительной слизью,

И горький хлеб весят на весах

Полон мела и извести,

И Сон не ляжет, а ходит

С безумными глазами и плачет Времени.

Но хоть скудный Голод и зеленая жажда

Как жерех с гадюкой,

Нас мало заботит тюремная плата за проезд,

За что озноб и убивает сразу

Разве что каждый камень поднимает днем ​​

Ночью становится сердцем.

Всегда в сердце полночь,

И сумерки в своей камере,

Крутим рукоятку, или трос рвем,

Каждый в своем отдельном аду,

И тишина ужаснее далека

Чем звон медного колокола.

И человеческий голос никогда не приближается

Чтобы сказать ласковое слово:

И глаз, который смотрит через дверь

Безжалостен и жесток:

И все забыли, гнием и гнием,

Душой и телом испорчены.

И таким образом ржавеем железную цепь Жизни

Деградированный и одинокий:

И некоторые проклинают, а некоторые плачут,

А некоторые мужчины не стонут:

Но вечные законы Бога добрые

И разбить каменное сердце.

И каждое человеческое сердце, которое разбивается,

В камере или во дворе,

Это как та сломанная коробка, которая дала

Его сокровище Господу,

И наполнил дом нечистого прокаженного

С ароматом дорогого нарда.

А! счастливого дня тех, чьи сердца могут разбиться

И мир помилования победит!

Как еще человек может осуществить свой план?

И очистить его душу от греха?

Как иначе, как не через разбитое сердце

Может ли войти Господь Христос?

И опухшее пурпурное горло.

И суровые и пристальные глаза,

Ждет святых рук, которые забрали

Вор в рай;

И сердце сокрушенное и сокрушенное

Господь не презирает.

Человек в красном, который читает Закон

Подарил ему три недели жизни,

Три недели для исцеления

Его душа борьбы его души,

И очистить от каждой капли крови

Рука, держащая нож.

И слезами крови омыл руку,

Рука, держащая сталь:

Ведь только кровь может стереть кровь,

И только слезы могут лечить:

И малиновое пятно от Каина

Стал белоснежной печатью Христа.

В Рединговой тюрьме

Яма стыда,

И в нем лежит несчастный

Съеден зубами пламени,

В горящей обмотке лежит,

И его могила не имеет названия.

И там, доколе Христос не вызовет мертвых,

В тишине пусть лежит:

Не нужно тратить глупые слезы,

Или вздохните ветрено:

Мужчина убил то, что любил,

И поэтому ему пришлось умереть.

И все люди убивают то, что любят,

Всем пусть будет слышно,

Некоторые делают это с горечью,

Некоторые с лестным словом,

Трус делает это поцелуем,

Храбрый с мечом!

.

Добавить комментарий