Одежда в европе 17 века: Западноевропейский костюм первой половины 17 века

Западноевропейский костюм первой половины 17 века

Тридцатилетняя война, в которую вступила Франция в 1-й половине 17 века, повлияла на характер костюмов.
Цвета одежды были яркие. Гугеноты (французские протестанты) носили темные, часто черные одежды.
Строгого различия в назначении мужских костюмов еще не было. Дворянин в одном и том же парадном костюме танцевал на балу и шел на войну.

Мужской костюм

Мужской костюм стал более свободным и удобным. Для его силуэта характерна завышенная талия и довольно длинные панталоны.
Важной частью костюма аристократа была белая рубашка с кружевными манжетами и широким отложным воротником, также обшитым кружевами. Рубашки простого народа и гугенотов шились без кружев.
Поверх рубашки надевали камзол с сильно завышеной талией, линия которой обозначалась рядом нашитых бантов. Полы камзола сзади были укороченными, а впереди удлиненными. На широких рукавах имелись декоративные разрезы, сквозь которые виднелась цветная подкладка, и манжеты, украшенные кружевами.

Застегивался камзол только на груди, ниже полы свободно расходились.
Узкие панталоны достигали икр и застегивались при помощи пуговицы или завязывались лентами. Под них надевали чулки: знатные люди в основном светлые, простолюдины — полосатые.
Небогатые горожане носили сборчатые штаны, наподобие шаровар, завязанные под коленом.
Верхней одеждой был кафтан с отложным воротником и укороченными рукавами, иногда опушенный мехом. Его набрасывали на левое плечо и спину, как плащ. На выход надевали короткий плащ из дорогой ткани; во время путешествий согревали шерстяные плащи длиной до колен; особым видом, напоминавшим средневековый табар, был мушкетерский плащ.
Шпага — обязательная принадлежность дворянского костюма, крепилась с левой стороны на перевязи — парчовой или ременной.
Важными аксессуарами были трость, перчатки с раструбами, розетка из лент, которую носили на груди или на плече куртки в честь дамы сердца.

Женский костюм

Силуэт женского костюма 1-й половины 17 века напоминал мужской: завышенная линия талии, пышный рукав, длинная и не очень широкая юбка с мягкими складками.
Женщины носили нижнее и верхнее платье. Нижнее — нераспашное, более светлое и шилось из парчи или атласа. Линия талии в нем оформлялась мыском. Верхнее платье — распашное, более темное, с укороченным лифом, который застегивался на пуговицы; богатые дамы закрепляли его драгоценными подвесками. Из-под распахнутой от талии юбки верхнего платья виднелась нарядная юбка нижнего платья. Декольте верхнего платья было округлым или имело форму каре и обязательно украшалось большим белым отложным воротником, отделанным дорогим кружевом.

Рукава платья пышные, немного укороченные, имели буфы с разрезами на цветной подкладке и высокие манжеты с кружевами. В это время в моду вошла кофточка в форме лифа платья с пришитой баской.
Аксессуары — перчатки, веера, часы в виде луковицы и зеркальца в дорогой оправе, которые подвешивались к поясу.

Костюм военных

В 1-й половине 17 века доспехи военных состояли из: шлема, нагрудника и наспинника, наплечников, нарукавников, стальных перчаток.

В 1630-е гг. шлем с забралом и гребнем сменила круглая или островерхая каска без забрала, но с особым щитком, закрывавшим лицо. С середины столетия забрало у касок стали делать из двух или трех прутьев.
Простые ратники носили металлические шапки с небольшим гребнем или заостренным верхом.
Каски и шапки украшались султанами из перьев.
Нагрудник и наспинник прикреплялся к плечам при помощи ремней и пряжек. Под доспехи надевался воротник, состоявший из двух полос.
Нижнюю часть туловища до конца 20-х годов прикрывали набедренники, доходившие до колен. В 40-е гг. у военачальников они превратились в металлическую короткую юбку, состоявшую из поперечных полос, а у солдат — в два небольших щитка.
Обычно доспехи украшали бронзовые и медные пуговицы, розетки и другие фигуры. Полированные светлые доспехи постепенно заменялись чернеными, которые не требовали постоянной чистки.
Появилась и новая военная одежда. Кожаная куртка, которую надевали под кирасу, удлинилась и стала похожа на кафтан, полы которого заменили набедренники.
Вместо башмаков стали носить сапоги, а вместо металлических касок и шапок — разнообразные головные уборы.
Военные кафтаны и штаны шились из сукна, одежда солдат — из толстого сукна и дубленой буйволовой кожи. Военное платье отделывалось обшивками, цветными петлицами и галунами.

слева: полудоспех пикинера со шлемом морион

справа: костюм мушкетера

Обувь

В 1-й половине 17 века мужчины носили туфли и сапоги. Сапоги шили из тонкой светлой кожи с раструбами их голенищ, которые поднимались вверх или отгибались вниз и обшивались кружевами, на каблуках, с кожаными пряжками на подъеме, к ним крепились шпоры.
На бал можно было являться в сапогах и в цветных башмаках на каблуках.

Женщины носили туфли на небольшом каблуке, украшенные бантами и розетками.

Прически и головные уборы

В 1-й половине 17 века дворяне носили распущенные по плечам волосы и небольшую бородку, верхнюю губу украшали маленькие усики. В моду вошли парики. Простой народ и буржуа носили остриженные до ушей волосы. В моду вошли светлые шляпы с широкими полями, украшенные белыми, голубыми и красными страусовыми перьями.
Женские прически были двух типов. Волосы зачесывались на прямой пробор и заплетались сзади в косу, которая укладывалась в корону. Щеки обрамляли завитые пряди волос. Или же сзади прикалывался шиньон или коса, а с боков взбивались пряди.

Украшения

Особенно популярными в 1-й половине 17 века были жемчужные ожерелья и браслеты. Дамы также украшали себя диадемами, подвесками, кольцами. Модным камнем считался алмаз, но ювелиры научились огранивать его только к концу века.

Источник — «История в костюмах. От фараона до денди». Автор — Анна Блейз, художник — Дарья Чалтыкьян

Доклад на тему «Мода 17 века»

Каждое столетие входило в историю благодаря ярким событиям в области политической, экономической и культурной жизни. Все эти сферы не могли не отражаться на внешнем облике мужчин и женщин, в костюмах которых легко прослеживались влияния времени. Мода 17 века на протяжении всего периода менялась быстро и для всех последующих поколений она стала во многом поворотной. Одни назовут ее неподобающе помпезной, другие сочтут элегантной и умеренной, отвечающей принципам эпохи.

Моду 17 века не будет ошибочным назвать модой переходной, ведь это был период во многом переломный, знаменующий закат Средневековья и открытие новой страницы во многих сферах жизни. В Средние века существовал культ аскетизма, когда роскошь всеми силами сдерживалась, в одежде присутствовали темные благородные тона, которые образовывали странное соседство с жесткими, асимметричными геометрическими линиями.

Но уже в первое десятилетие века наблюдаются заметные трансформации европейского костюма, знаменующие рождение новой эпохи, в которой ослепляющую роскошь будет трудно удержать.

В конце 16 века в Италии сформировался стиль барокко, который стал основной характеристикой моды в последующее столетие. Барокко в переводе с итальянского означает «странный», «вычурный», что и стало емким описанием этой неожиданной моды, ознаменовавшей конец смутного времени и рождением новой эстетики.

В начале 17 века костюмы еще сохраняют жесткие линии и едва сдерживаемый аскетизм, но затем они обретают иные черты. Одежда становится все менее категоричной и модной в общепринятом смысле этого слова.

Одна из главных характеристик моды 17 века – это смягчение линий и усложнение кроя, как за счет появления обильных драпировок, так и благодаря обилию аксессуаров. Включение светлых цветов в образы мужчин и женщин – еще одно немаловажное событие, которое знаменовало конец Средневековья в буквальном смысле. Темные времена остаются в прошлом, на первый план выходит красота в самых разных ее проявлениях. Ориентирами для остальной Европы становятся Франция и Италия, где наиболее ярко проявились черты моды этой эпохи.

В начале века костюм освобождается от буфов, безвозвратно уходят в прошлое остроконечные женские головные уборы, которые прятали волосы. Мужчины начинают носить шляпы с широкими полями, украшенные перьями.

Одним из основных показателей изменений в мужском костюме стало общее «облегчение» образа, который стал более комфортным и даже чуть более легкомысленным. Сначала изменения в мужском костюме практически незаметны, но Тридцатилетняя война, разразившаяся в 1618 году, внесла свои коррективы в образ мужчины, полностью лишив его манерности испанского влияния с его архитектурными линиями, которые никак не соответствовали велению эпохи.

Длинная рубашка белого цвета с кружевными манжетами и непременным воротником стала неотъемлемой частью мужского костюма, начиная со второй половины века. Сверху на нее надевался брасьер, представляющий собой куртку с короткими рукавами. Одно из самых главных изменений мужского костюма касается оформления нижней зоны тела.

Если ранее благородные господа носили чулки с пышными штанами, закрывающими лишь верхнюю часть бедер, то в семнадцатом столетии акцент делается на модных панталонах, которые уже не такие объемные, но спускаются к коленям и закрывают бедра почти полностью. Панталоны подвязывались под коленом лентами, которые впоследствии гармонично сочетаются с декором изысканных туфель с квадратным каблуком.

В это же время формируются новые каноны женского костюма, который все туже затягивает дам в корсеты, очерчивая талию. Женское платье семнадцатого века лишается каркасной юбки, его линии становятся более динамичными, тонкая талия выгодно контрастирует с помпезно пышной юбкой и не менее объемными рукавами.

В 1648 году завершилась Тридцатилетняя война, которая ознаменовала начало новой эпохи. Наиболее ярким показателем в это время служила мода при дворе Людовика XIV во Франции, которая стала олицетворением культа показной роскоши.

Женские платья теряют прежнюю целомудренность, декольте открывается, при помощи корсета приподнимается бюст, а двойная юбка, украшенная нашивками, аппликациями, нескромно шелестит при ходьбе шелками и кружевом. Рукава становятся менее объемными, теперь они изящно прилегают к линии плеча и прикрывают руки красивыми кружевными манжетами.

Аксессуары стали непременной составляющей костюма придворных дам и господ в семнадцатом веке, и их разнообразие поражает воображение. Скромность и лаконичность была не в чести, оковы прошлого окончательно спали, пришло время продемонстрировать себя во всей красе. Это делалось при помощи обилия рюш, бахромы, вышивок, оборок, лент, серег, ожерелий на обнаженной линии декольте.

Портные знати ловко управлялись со своей работой, комбинируя шелк, бархат, парчу, тафту, газовую ткань разных оттенков, сочетая цветочные мотивы с восточными включениями. В конце 17 века в моду пришли неожиданные тогда полоска и клетка.

Образы барокко, помпезные, роскошные, иногда нелепые в своем желании как можно больше отстраниться от принципов минимализма Средних веков, олицетворяли бушующие страсти внутри человеческой натуры, ее тягу к искусству, непременно отражаясь не только на образах, но и в манере поведения. В одежде неудержимость барочного стиля была сдержана классицизмом, который наряду с ним царил в культуре семнадцатого столетия, найдя благодатную почву для развития во Франции и Англии.

Ослепляющий барочный шик в начале 18 века сменился образами рококо, который во многом заимствовал его черты, но был более выдержанным и менее нервозным.

Мода 17 века – отражение новой эпохи

Каждое столетие входило в историю благодаря ярким событиям в области политической, экономической и культурной жизни. Все эти сферы не могли не отражаться на внешнем облике мужчин и женщин, в костюмах которых легко прослеживались влияния времени. Мода 17 века на протяжении всего периода менялась быстро и для всех последующих поколений она стала во многом поворотной. Одни назовут ее неподобающе помпезной, другие сочтут элегантной и умеренной, отвечающей принципам эпохи.

Конец Средневековья

Моду 17 века не будет ошибочным назвать модой переходной, ведь это был период во многом переломный, знаменующий закат Средневековья и открытие новой страницы во многих сферах жизни. В Средние века существовал культ аскетизма, когда роскошь всеми силами сдерживалась, в одежде присутствовали темные благородные тона, которые образовывали странное соседство с жесткими, асимметричными геометрическими линиями.

Но уже в первое десятилетие века наблюдаются заметные трансформации европейского костюма, знаменующие рождение новой эпохи, в которой ослепляющую роскошь будет трудно удержать.

Рождение новой эстетики

В конце 16 века в Италии сформировался стиль барокко, который стал основной характеристикой моды в последующее столетие. Барокко в переводе с итальянского означает «странный», «вычурный», что и стало емким описанием этой неожиданной моды, ознаменовавшей конец смутного времени и рождением новой эстетики.

В начале 17 века костюмы еще сохраняют жесткие линии и едва сдерживаемый аскетизм, но затем они обретают иные черты. Одежда становится все менее категоричной и модной в общепринятом смысле этого слова.

Одна из главных характеристик моды 17 века – это смягчение линий и усложнение кроя, как за счет появления обильных драпировок, так и благодаря обилию аксессуаров. Включение светлых цветов в образы мужчин и женщин – еще одно немаловажное событие, которое знаменовало конец Средневековья в буквальном смысле. Темные времена остаются в прошлом, на первый план выходит красота в самых разных ее проявлениях. Ориентирами для остальной Европы становятся Франция и Италия, где наиболее ярко проявились черты моды этой эпохи.

Трансформация одежды

В начале века костюм освобождается от буфов, безвозвратно уходят в прошлое остроконечные женские головные уборы, которые прятали волосы. Мужчины начинают носить шляпы с широкими полями, украшенные перьями.

Одним из основных показателей изменений в мужском костюме стало общее «облегчение» образа, который стал более комфортным и даже чуть более легкомысленным. Сначала изменения в мужском костюме практически незаметны, но Тридцатилетняя война, разразившаяся в 1618 году, внесла свои коррективы в образ мужчины, полностью лишив его манерности испанского влияния с его архитектурными линиями, которые никак не соответствовали велению эпохи.

Длинная рубашка белого цвета с кружевными манжетами и непременным воротником стала неотъемлемой частью мужского костюма, начиная со второй половины века. Сверху на нее надевался брасьер, представляющий собой куртку с короткими рукавами. Одно из самых главных изменений мужского костюма касается оформления нижней зоны тела.

Если ранее благородные господа носили чулки с пышными штанами, закрывающими лишь верхнюю часть бедер, то в семнадцатом столетии акцент делается на модных панталонах, которые уже не такие объемные, но спускаются к коленям и закрывают бедра почти полностью. Панталоны подвязывались под коленом лентами, которые впоследствии гармонично сочетаются с декором изысканных туфель с квадратным каблуком.

В это же время формируются новые каноны женского костюма, который все туже затягивает дам в корсеты, очерчивая талию. Женское платье семнадцатого века лишается каркасной юбки, его линии становятся более динамичными, тонкая талия выгодно контрастирует с помпезно пышной юбкой и не менее объемными рукавами.

В 1648 году завершилась Тридцатилетняя война, которая ознаменовала начало новой эпохи. Наиболее ярким показателем в это время служила мода при дворе Людовика XIV во Франции, которая стала олицетворением культа показной роскоши.

Женские платья теряют прежнюю целомудренность, декольте открывается, при помощи корсета приподнимается бюст, а двойная юбка, украшенная нашивками, аппликациями, нескромно шелестит при ходьбе шелками и кружевом. Рукава становятся менее объемными, теперь они изящно прилегают к линии плеча и прикрывают руки красивыми кружевными манжетами.

Аксессуары

Аксессуары стали непременной составляющей костюма придворных дам и господ в семнадцатом веке, и их разнообразие поражает воображение. Скромность и лаконичность была не в чести, оковы прошлого окончательно спали, пришло время продемонстрировать себя во всей красе. Это делалось при помощи обилия рюш, бахромы, вышивок, оборок, лент, серег, ожерелий на обнаженной линии декольте.

Портные знати ловко управлялись со своей работой, комбинируя шелк, бархат, парчу, тафту, газовую ткань разных оттенков, сочетая цветочные мотивы с восточными включениями. В конце 17 века в моду пришли неожиданные тогда полоска и клетка.

Образы барокко, помпезные, роскошные, иногда нелепые в своем желании как можно больше отстраниться от принципов минимализма Средних веков, олицетворяли бушующие страсти внутри человеческой натуры, ее тягу к искусству, непременно отражаясь не только на образах, но и в манере поведения. В одежде неудержимость барочного стиля была сдержана классицизмом, который наряду с ним царил в культуре семнадцатого столетия, найдя благодатную почву для развития во Франции и Англии.

Ослепляющий барочный шик в начале 18 века сменился образами рококо, который во многом заимствовал его черты, но был более выдержанным и менее нервозным.

 

Статьи по теме

Европейская одежда в средние века

Как-то так исторически сложилось, что авторы жанра фэнтези любят погружать своих читателей в антуражи, имитирующие Средние века. Понятно, что сам этот жанр является своеобразной «индульгенцией» для автора – мол, раз автор фантазирует, то нафантазировать имеет право всё, что его душе угодно. Однако раз уж за основной фон повествования берётся калька с реально существовавшей действительности, неплохо было бы хоть как-то следовать логике этой действительности. И здесь встаёт вопрос о соответствии реалий. В частности, поговорим об одежде. Безусловно, можно обрядить персонаж в джинсы и бархатный кафтан, но подобный маскарад автор, как правило, отдельно обосновывает и оговаривает. Что же касается рядовых описаний, для них в целом стараются соблюсти хотя бы приблизительное подобие историческому образцу. А раз так, то имеет всё-таки смысл озадачиться временнóй совместимостью деталей туалетов героев. Особо это относится к авторам произведений про попаданцев – там-то уж точно ГГ действует в реальном, а не вымышленном историческом времени. Поэтому автор должен знать, что не могут находиться рядом женщина в сюрко и мужчина в колете —  исторически колет как деталь мужской одежды появился только через два века после того, как сюрко трансформировалось в иные формы платья. Нелепым будет и определение «табар до пят» — плащ табар всегда только короткий.

Рассмотрим общие черты костюмов, характерные для определённого периода времени и распространенные на обширной территории Европы. Специфика национальных деталей и особенности вариантов базовых фасонов не рассматриваются, чтобы остаться в рамках информационной статьи и не перейти в разряд специального исследования.

Периодизация: раннее средневековье (IX-XII вв.) – романский стиль и позднее средневековье (XIII-XV вв.) – готический стиль.

РОМАНСКИЙ ПЕРИОД

Материалы. Одежду шили из льняных, шерстяных и полушерстяных тканей на пеньковой основе. Костюмы богатых феодалов изготовлялись из шелка ярких цветов, который покупали у византийских купцов. Простой народ носил одежду в основном серых и коричневых расцветок. Костюмы простолюдинов и высшего сословия различались не покроем, а качеством ткани и богатством отделки. В XII в., после крестовых походов, костюм представителей высшего сословия стал более пышным и богатым по отделке, украшался различными переплетающимися лентами, золотыми или бронзовыми узорами геометрической формы с изображениями животных («звериный стиль»).

Бельё (исподнее). Представление о нижнем белье в средние века отличалось от современного, прежде всего тем, что оно не осознавалось как интимная часть туалета, которую не должны видеть посторонние. Наоборот, покрой верхней одежды был сделан таким образом, чтобы через разрезы было видно бельё, которое специально украшалось вышивкой в определённых местах (воротник, рукава). В тёплое время года крестьяне (особенно на полевых работах) и нищие в городах ходили в одном белье. Для мужчин нижним бельём были камиза и брэ. Камиза представляет собой цельную рубашку – рукава у неё не вшивались, а кроились вместе с туникой.  Брэ предшествовали современным кальсонам или трусам. Изначально брэ имели вид широких штанов, длина которых доходила до середины икры ноги. Длина брэ постепенно уменьшалась и их вид к XV веку сильно видоизменился (см. раздел «Готический период»).

Брэ романского периода

Некий переходный вариант между бельём и частью костюма представляют шоссы – изначально это были узкие чулки, которые прикреплялись завязками к поясу, позднее, к XIV веку их стали сшивать вместе (как колготы), и они превратились из чулок в штаны.

Шоссы романского периода

Женщины также носили в качестве нижнего белья камизу.  Женская камиза была длиннее мужской – до пят. Некоторые дамы пришивали изнутри к камизе полотняные мешочки для груди, которые дополнительно скреплялись шнурками или лентами (прообраз современного бюстгальтера). Другие для поддержания груди обматывали её широким полотнищем.

Костюм. Поверх камизы мужчины надевали котт – тунику из более дорогой ткани, чем камиза, с короткими рукавами или совсем без рукавов. В XII в. котт становится очень узким в плечах и расширенным книзу за счет вшитых в боковые швы клиньев. Котт благородных рыцарей становится более длинным, придавая фигуре женоподобный силуэт. У ворота котт появляется небольшой разрез и завязки. В конце XII в. на доспехах рыцарей стали изображать феодальные гербы. В соответствии с цветами герба одежда рыцарей часто также разделялась по вертикали на две половины разного цвета. Такой костюм назывался «ми-парти».

У женщин котт выполнял роль нижнего платья, на которое надевалось верхнее платье – сюрко. Оба платья были длиной до щиколоток, у коты длинные узкие рукава, у сюрко – короткие и широкие, либо их вообще не было.  И котт, и сюрко имели форму трапеций, сильно расширенных книзу. Линия талии была завышена. С XI в. появились драпировки на животе. В XII в. платье-котт стало узким, обтягивающим талию, со шнуровкой сзади или сбоку. Котт расширялся книзу от бедер при помощи вшитых клиньев. Рукава у него стали очень длинными, почти до самой земли, а пояс превратился в декоративную деталь и сместился с талии на бедра.

Верхняя одежда. Общей верхней одеждой был плащ. Мужской плащ застегивался на правом плече. Вначале короткий полукруглый, а позже, с XI в., — длинный. В эпоху Карла Великого и Каролингов (VIII-IX вв.) плащ стал называться «манто».

Обувь. В раннем средневековье горожане носили мягкие сапоги с очень короткими голенищами — «ботт». Их шили из ткани или цветной кожи. В XII в. во Франции начинают носить обувь с длинными острыми носками — «пигаш», которые распространяются во всей Западной Европе. Крестьянской обувью были башмаки, которые подвязывались к ноге шнурками. Женщины носили закрытые туфли из цветной кожи на мягкой подошве, без каблуков.

Головные уборы. Мужчины носили конусообразные шапки или капюшоны «куаф» с удлиненным мысом сзади. В холодное время года куаф меняли на «кугель» — капюшон с пелериной из шерстяной ткани. Замужние женщины скрывали волосы под белым платком. Концы платка падали на плечи, иногда заправлялись в вырез платья. Поверх платка надевали различные повязки, обручи. Знатные дамы носили также парчовые тюрбаны, украшенные драгоценными камнями.

ГОТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

Силуэт костюма этого периода характеризуют вытянутые пропорции, устремленность вверх. Впервые появились вшивные рукава. Рукава были съёмными, иначе невозможно было снять узкую одежду. Рукава пришивали на день, а вечером отпарывали, или привязывали шнурками. В моде богатые ткани — парча, муар, газ, атлас, узорчатые шелка, тканый золотом и серебром бархат. На смену «звериному» орнаменту пришёл «растительный». Ткани привозились с Востока, а также изготавливались в Венеции, Милане, Флоренции, Генуе.  В XIII в. были изданы первые законы о рангах в одежде — вассалы не имели права одеваться так же пышно и богато, как их сюзерены.

Бельё. По-прежнему и мужчины и женщины носили камизу, она практически не изменилась. Женщины стали окрашивать камизу шафраном в бежевый цвет и богато украшать вышивкой. Значительное изменение претерпели мужские брэ – они сильно укоротились и стали похожи на современные боксеры:

Костюм. Мужской котт стал значительно длиннее, почти до полу. Его рукава удлинились, обязательной декоративной деталью стал украшенный пояс. К середине XIV в. котт сменил «пурпуэн» — короткая куртка с узкими рукавами. Вначале пурпуэн носили рыцари под латами, но затем он стал верхней одеждой и просуществовал до начала XVII в. Его носили и знать, и простолюдины. Богатые щеголи носили пурпуэн с декоративными рукавами, свисающими до самого пола.

Пурпуэн

В то же время у знатного сословия вошли в моду верхние кафтаны. Один из них, «котарди», был узким и доходил до середины бёдер, с застёжкой впереди. Рукава могли быть как узкими, так и широкими.

Котради

Другой, «блио», отрезной кафтан с узким лифом и «юбочкой» — пышными полами, несшитыми на боках. Сзади у блио была шнуровка.

Блио

К середине XIV в. появился «жакет». Он был без рукавов или с откидными рукавами, узкий, подчеркивающий талию:

К женскому котту стал прилагаться набор разных рукавов. К XIV в. у знатных дам, особенно Франции и Англии, вошло в моду «королевское сюрко» без рукавов, с удлиненным лифом и огромными проймами. Вырезы пройм получили название «адских окон»: сквозь них была видна талия котта:

Словом «сюрко» стали называть не только верхнее женское платье, но и плащи (см. раздел «Верхняя одежда»).

Верхняя одежда. И богатые, и бедные носили «нарамники». Это плащи, сделанные из сложенного пополам куска материи, с отверстием для головы на месте сгиба. Швов на боках не было, передняя и задняя части нарамника свободно висели или драпировались. Потом нарамники стали сшивать по бокам, и тогда их тоже начали называть «сюрко». Сюрко с капюшоном носили монахи. Короткий плащ «табар» стал обязательной частью костюмов герольда и пажа. У него были рукава колоколообразной формы, несшитые по бокам:

В XIV в. возникает верхняя одежда — «упленд» («упелянд», «уппеланд») — с сильно расширенными книзу рукавами. Молодые люди носили короткий упленд (от середины бедра до колен). У знатных феодалов, особенно зрелого возраста, упленд был длинным, из дорогой парчовой или бархатной ткани.

Знатные дамы в торжественных случаях облачались в женский  упленд. Летние упленды делали из шелка или парчи; зимние — из фландрского сукна на меху.

Также у дам в моде была пенула (накидка) со шлейфом и меховой опушкой:

Обувь. Мужчины носили кожаные или бархатные туфли и полусапожки без каблуков. Носки были заостренными — вначале слегка, а с середины XIV в. они удлинились настолько, что достигали нескольких десятков сантиметров. Женщины носили такую же обувь, что и мужчины. Ее делали из плотной дорогой ткани, мягкой цветной кожи, бархата, и у нее также были заостренные носки. Длинные носки набивали конским волосом и каждый соединяли цепочкой с браслетом на ноге.
Были изобретены деревянные подставки с каблуками, которые назывались «галош». Они подвязывались ремнями и предохраняли обувь от грязи.

Головные уборы. Мужские головные уборы очень разнообразны: цветные береты с меховой оторочкой, остроконечные или с широкой тульей шляпы с плоскими полями, высокие шапки без полей. Популярным становится капюшон, пришитый к куртке или плащу.
В XIII в. у мужчин входит в моду головной убор, напоминающий женский чепец, — «бегуин». Его шили из белой ткани и надевали под верхний головной убор. Люди победнее носили этот чепец как самостоятельный головной убор.

Бегуин

Но наиболее популярным был «шаперон» — головной убор со сложной драпировкой. В XIII в. шаперон выглядел как капюшон с длинным хвостом – «кэ». В этом хвосте хранили монеты и другие небольшие ценные предметы. Концы шаперона — «консты», украшенные зубцами, спускались на плечи.

В следующем веке у шаперона появился жесткий борт, а хвост стали драпировать, как тюрбан:

 

 

 

 

 

 

 

Замужние женщины покрывали голову платком «барбетт» из белого полотна, который закрывал подбородок, шею, часть груди. Выходя на улицу, поверх барбетта женщины накидывали покрывало. Позже барбетт стал частью костюма монахини.

Горожанки носили своеобразный чепец «омюсс», похожий на капюшон с двумя «рожками»:

Дамы носили «горж» — конусообразную высокую шляпу с вуалью или «туре» — более низкую шляпку в виде усечённого конуса.

Горж

Туре

 

 

 

 

 

 

 

 

Модным головным украшением были «темплеты» — круглые щитки над ушами:

Были использованы материалы:

Каминская Н. История костюма.

Эжен Эмануэль Виолле-ле-Дюк. Жизнь и развлечения в средние века.

Материалы с сайта http://mir-kostuma.com

 

Поделиться:

Средневековая Европа. Какую одежду носили в Средние века? | Культура

Так как в средневековой Европе существовало четкое классовое разделение людей, то и одежда отличалась по достатку и, что важно, месту в обществе: даже вдруг разбогатевший крестьянин (но это маловероятно) не мог носить шелка и бархат, а его жена — богато украшенное драгоценностями платье. Нельзя: надо было знать свое место, равноправием никаким тогда и не пахло.

Поэтому такое понятие, как «мода», применимо только для знатного класса людей Средневековья. Богатые горожане и торговцы тоже могли красиво и богато одеваться, но необходимо было отличаться, соблюдать дистанцию и ни в коем случае не сойти за человека голубых кровей. Между знатью и остальными людьми в то время существовала огромная пропасть.

Бедняки одевались просто и незатейливо, их одежда становилась не моднее, а скорее практичнее. Одежда простолюдинов была похожа на господскую, но из более дешевых тканей и без украшений. Мелкий небогатый феодал порой мало отличался с виду от своих крестьян.

В Раннем Средневековье преобладал романский стиль, сочетающийся с варварскими элементами, остатками римской моды и византийской — на кайму. И мужчины, и женщины носили две туники (камизу и котту), которые надевали одна на другую и подпоясывали ремнем. Мужчины носили подобие штанов — брэ, которые привязывали к икрам ног, а также шоссы — своеобразные чулки, с завязками у бедра, которые носили и женщины — с разными бантиками и другими украшениями.

Различия одежды наблюдались лишь по длине: у женщин платья — блио — длиннее, и больше отделки драгоценностями и вышивкой. Грудь дамы поддерживал жакет с высокой талией — жип. Украшения отличались умеренностью и простотой.

Тогда же стали набирать популярность плащи самого разного кроя, которые закрепляли красивыми фибулами и булавками — пожалуй, это было не менее важно, чем сам плащ. Последний на протяжении веков претерпевал различные изменения. Был плащ, называемый мантель или, например, кап. Плащи богато отделывались мехами: чем дороже была ткань — тем выше статус его обладателя. Плащ был универсальной одеждой: он согревал, защищал от дождя и ветра, сохранял богато украшенный основной наряд.

Ткани ткали сначала в домашних условиях, ткацкие станки появились только в XI в. При изготовлении одежды в Средние века все материалы годились — шли в ход и кожа, и меха, не только ткани. Шелк был предметом роскоши и доступен лишь избранным, популярна была шерсть. Чуть позже появились бархат и парча — просто шик по тем временам.

Открывались цеха по производству тканей, некоторые на века приобретут особый статус из-за высокого качества продукции. К примеру, английская и фламандская шерсти несколько столетий будут удерживать твердые позиции на рынке.

Нижние рубахи — камизы, шили из льняного полотна, из которого делали и простыни. Годился и материал из волокон конопли — тик, более дешевый, чем ткани с добавлением хлопка, привозимые из Египта и стоившие, таким образом, недешево.

Поверх камизы одевалась котта (котт) — верхнее платье, у мужчин с течением времени ставшее совсем коротким, главным образом, из-за ношения лат, без которых в те беспокойные времена было никак нельзя. Сначала котта была с рукавами, потом стали кроить верхнее платье без рукавов.

Поверх котты мужчины надевали сюрко — более объемное одеяние, часто парадное, которое спадало свободными складками и не подпоясывалось. Разновидность сюрко — котарди, с большим объемом и количеством складок. Котарди в XV в. сменит дуплет — первая мужская распашная одежда на пуговицах или на шнуровке.

Обувь мужчин и женщин романского периода ни изысканностью, ни даже практичностью не отличалась: туфли или башмаки были мягкими, без жесткой подошвы и совершенно одинаковыми для обеих ног — правой и левой.

С XII в. одежда становится более изысканной и богаче украшенной. Набирает популярность мех, особенно горностая. Крестоносцы, вернувшиеся из Палестины, много нового привнесли в быт европейцев, касалось это и одежды: она стала длинная у мужчин, как и у женщин. И как дамы, мужчины стали отращивать волосы, еще и завивать их. Женщины стали применять косметические средства для лица и даже красить волосы. Подобное, естественно, порицалось церковью.

С наступлением готики, в период позднего Средневековья, одежда теряет свою простоту. Одновременно и строгость, и абсурдные излишества характеризуют готический стиль в одежде. Женское платье становится более облегающим и эротичным — по фигуре. На поясе модно носить разные мелочи: брелоки, ароматические шарики, ключи, кошельки, ножи, которые носили и женщины.

Вместе с тем подол волочится по земле, рукава тоже свисают, а конические головные уборы, так называемые геннины, могут достигать одного метра в высоту. Чем знатнее дама, тем выше ее головной убор и длиннее шлейф платья. Головные женские уборы часто имели причудливую форму.

Очень популярны были различные вуали, которыми славился французский город Реймс. Носили и просто платок — балич — покрывающий волосы и плечи. Калот — вязаный в виде сетки чепец, покрывающий волосы или затылок, весьма популярен в XV в. во Франции за свою практичность и изысканную простоту.

У мужчин головные уборы тоже имелись. Был популярен чепец каль, который носили мужчины, причем как благородного происхождения, так и не благородного. Различия лишь в качестве ткани. В Италии популярна в XV—XVI вв. бальцо — похожая на тюрбан шапка на каркасе из металла или кожи. Разнообразные береты — тоже очень популярный мужской головной убор в Средние века.

Добавить сюда неудобную остроносую обувь — клювовидные башмаки (пигаши или пулены), иногда с вычурно длинным носом, то непонятно, как люди, передвигались. Нос таких башмаков мог быть плоским или загнутым вверх и достигать в длину полуметра. Сегодня такая обувь вызывает недоумение и смех, а тогда это было очень модно.

Женское платье в XIV в. разделяется на лиф и юбку, что, конечно же, намного практичнее, так как позволяет комбинировать различные детали одежды. Рукава тоже можно менять, закрепляя их у плеча. Такая особенность позволяла дамам безболезненно расставаться с рукавами, например, на турнире: широко практиковался обычай «отрывать» рукава и дарить их избранным рыцарям. Все больше открывалось декольте, а грудь поддерживалась лифом со шнуровкой.

Эротичность проявлялась не только в женских нарядах. Так называемый гульфик, закрывающий самую мужественную часть тела мужчины — важная деталь мужской одежды позднего Средневековья. Чем он больше, тем круче. Модники даже подкладывали в него, допустим, сено или еще что-то для придания объема.

Понятие моды как социального явления сложилось при бургундском дворе. Дижон, столица Бургундии, одновременно и город «средневекового гламура». Франция — уже бывшая законодательница моды, сильно пострадавшая в Столетнюю войну, уступила на время свои позиции. Бургундский двор приобретает неповторимый лоск, особенно при Великом Герцоге Запада — честолюбивом Филиппе Добром, который занимался не только политикой, в которой был весьма опытен, но и поощрял развитие искусства, ремесел, торговлю и вообще способствовал возвышению бургундского герцогства во всех сферах.

В эпоху Ренессанса моду диктует уже Италия. Надо отметить, что менталитет любой страны так или иначе влиял на моду и создавал те нюансы в деталях наряда, которые характерны для определенной местности, со своим климатом, устоями, историей и многими другими факторами. Политика, как ни странно, тоже влияла на моду.

Выглядеть шикарно, богато и со вкусом хотели представители знати любого государства, даже с пуританскими устоями: мода и там «просачивалась» медленно, но верно, в ряды высшей знати и состоятельных горожан, игнорируя церковные запреты, угрозы наказания и порицания большинства общества.

пуританской одежды в Европе 17 века

Существует множество мифов о пуританах и пуританской «моде» (я использовал цитаты, потому что пуритане вообще не одобряли моду). Но какую одежду они использовали и почему? Какие прически они предпочли? Какие ткани и украшения они считали подходящими? Что делали дамы, когда их старые платья были слишком откровенны для их новых идеалов, и они не хотели тратить больше денег на обновление гардероба? Давайте узнаем. В этой статье мы поговорим в основном о пуританских нарядах Европы 1600-х годов.


Статья основана на видео Аманды Халлей, историка моды


Исторически пуритане были английскими протестантами в XVI и XVII веках, которые хотели очистить Англиканскую церковь от римско-католических практик и сделать ее более протестантской. В Европе и Америке (Новая Англия) существовало несколько различных пуританских движений, но их природа была одинаковой.


Для пуритан одним из способов выразить свои взгляды была одежда. Итак, давайте посмотрим на пуританский наряд. Но не слишком волнуйтесь. Конструктивно это абсолютно то же самое, что мы видим в непуританской одежде.

Хотя пуританские костюмы выглядели очень консервативно и скромно. Если платье имело низкий вырез, женщины носили халаты с высоким воротником и широкие воротники, закрывающие кожу.

Это миф, что пуритане все время носили черное.Только по воскресеньям они носили черное. Вы знаете, почему они не носили все время черное? Потому что они считали черный слишком модным. Это было слишком нарядно, и его следовало хранить только на воскресенье.

Обычно они были коричневого или серого цвета. Без ярких красок, конечно.

Также они избегали блестящих тканей и слишком большого количества украшений. Шерсть и лен были предпочтительнее шелка и атласа. Но пуританки из высшего сословия использовали «соответствующее» количество кружева и вышивки.

У мужчин были более короткие прически, чем это было принято в ту эпоху.Они считали длинные и завитые волосы слишком женственными.

На головах мужчины носили шляпы, увенчанные шпилем. Женщины носили капюшоны на голове, а также шляпы с шпильками, которые они носили поверх своих капюшонов.

В общем, были уровни пуританства. Были люди, которым нравилась пуританская идея, но, например, позволяли себе немного кружева. Как эта леди здесь. Она пуританка, но у нее есть бант из тафты и браслет.

Но хардкорные пуритане не любили моду, они ее не одобряли.


(c) https://www.youtube.com/watch?v=TX1pqTK_Bko

Одежда 18 века

AmericanRevolution.org

Английские костюмы восемнадцатого века Века
Искусство Ирис Брук Текст Джеймса Лейвера
НАПЕЧАТАНО
MORRISON AND GIBB LTD.
ЛОНДОН И ЭДИНБУРГ
A. & C. Black, Ltd.
4, 5 & 6 Soho Square, London, W. 1
1931

ПРЕДИСЛОВИЕ

Фраза «костюм восемнадцатого века». дорогим театральным костюмерам, и (хотя есть был очень значительным распространением знаний во время последнего несколько лет) до сих пор используется слишком часто, как если бы та же самая одежда носили с 1700 по 1800 год.Пьесы восемнадцатого века часто одет совершенно независимо от изменений в моде на протяжении всей век. Парики Ramillies связаны с 1790 шляпами; Людовик XV. юбки носят с высокими головными уборами 1770 года, а Ватто платья соответствуют туалетным принадлежностям Французской директории.

Этому есть какое-то оправдание: страницы свидетельствуют. Действительно, существует особая однородность период, и если учесть, что мода пришла и выходили медленнее, чем в настоящее время, поэтому разница между городом и деревней было более заметным, и старики более нежно цеплялись за гуны своей молодости, Возможно, менее абсурдно рассматривать век как единое целое, чем может сначала появиться.

Настоящий редактор будет последним человеком отстаивать педантичную археологическую точность при реконструкции костюм и фон Комедии нравов. Там есть в том смысле, в котором восемнадцатый век — если мы забудем революционный пыл его близости — был статичен, вечен и неизменен, как Платоническая идея. Треугольная шляпа, платье Ватто, парик, табакерку, пряжки для обуви, галифе и меч на боку мужчины — это, несомненно, Типы, заложенные в Небеса.

Шестнадцатый век был потрясен Реформация, семнадцатая в результате религиозных войн; все была путаница, все было беспорядком. Но в восемнадцатом веке поверхность цивилизации казалась твердой; культура имела развились, которые, хотя и неспособны удовлетворить вечные потребности человека, были в своем роде совершенными и завершенными.

Нельзя сказать, что в нем не было скрытых страданий. и ужаса, ни грязи, ни убожества, ни гнусной нищеты. В нем было все эти вещи; но у него было также Общество, в полном смысле слова, Европейское общество осознает свое единство и общую культуру, и поэтому может посвятить себя разработке элегантность жизни, одним словом, эволюция стиля.Почти в во всех странах Европы аристократия смирилась с Монархия и еще не была захвачена демократическим наводнением. «Aprés moi, le déluge». Но пока это не пришло, вежливый мир наслаждался и оставил на будущие века полная картина однородной культуры, культуры, в которой формальная религия сдерживалась скептицизмом, а расточительность сдержанный по вкусу, и в котором по крайней мере два искусства были представлены к их совершенству: искусство письма и искусство разговор.

Спокойствие было, конечно, обманчивым, казалось бы, твердая поверхность изрезана трещинами и находится под угрозой подземного переворот. Каждый возраст, каким бы статичным он ни казался, — это эпоха переходного периода, и восемнадцатый век не был исключением. Мысль изменилась, а вместе с ней и мода, и начавшийся век с Эддисоном закончилась принятием экстравагантности Руссо. Костюм — это не мелочь; это видимое облачение душа. Цель данной книги — показать медленные но, в конце концов, значительные изменения, которые коснулись европейских костюм в восемнадцатом веке.




ССЫЛКИ 18-е Французская одежда века американский Колониальная одежда 18 век Ресурсы для одежды Костюм времен войны за независимость Костюм Мары Райли Стр. Костюм войны за независимость Обсуждение Grou p

Ранний текстиль

Черри Доусон, Миллинер

1770 Слои мужской одежды

1770 Слои женской одежды

1770 Слои для девочек

1700 Слои женской одежды

1700 Слои мужской одежды

карт 17 века

мапмания бета
  • дом
  • теги
  • случайный
  • статистика карты пользователи по баллам пользователей по количеству карт
  • настройки

    включить масштабирование

  • около
Выбранные теги: # 17 век [X]
Доступные теги: # 11th_century
# 13th_century
# 14th_century
# 15th_century
# 16th_century
# 18th_century
# 19_century
# 20_century
# 4th_century
# 7th_century
#Anglishinga
#Alanguage
#Alanguage
#Alanguage
#alanguilla
#Alanguage
#alanguage
#alanga
#alanga
#alanga
#antigua_and_barbuda
#arab_world
#argentina
#armenia
#asia
#atlantic
#australia
#austria
#azerbaijan
#bahamas
#bangladesharus
#belize
#belgados
#belgados
#belize bermuda
#bolivia
#bosnia_and_herzegovina
#botswana
#brazil
#british_empire
#bulgaria
#burkina_faso
#california
#cambodia
#cameroon_cameroon
# 9_canada_cameroon
# 9_canada_cameroon
# 9_canada_cameroon
#
#chile
#china
#colombia
#colonialism
#congo
#connecticut
#costa_rica
#croatia
#cuba
# cyprus
#czech_republic
#delaware
#denmark
#dominica
#dominican_republic
#ecuador
#egypt
#el_salvador
#estonia
#ethiopia
#fijidi #
#europe
#europe
#europe
#europe
france
#french_guiana
#gambia
#georgia
#germany
#ghana
#gibcelona
#greece
#greenland
#grenada
#guadeloupe
#guatemala
#guinea
#guyana
#hayana
#guyana
#guyana
#guyana
#hiti #iceland
#illinois
#india
#indiana
#indonesia
#internet
#iran
#iraq
#ireland
#israel
#italy
#ivory_coast
#jamaica
#japan
#koreavia
#lithuania
#louisiana
#luxembourg
#macedonia
#madagascar
#maine
#maldives
#malta
#maritime
#marriages
#martinique
#maryland # 9000set5 #mass0005 #mass0005 mauritania
# mauritius
#mexico
#michigan
#middle_east
# minnesota
#mississippi
#missouri
#mongolia
#montana
#morocco
#myanmar
#nebraska
#nebraska
#nebraska
aled #nebraska
#nebraska
aledonia #nebraska
#nebraska
aledonnebraska
#new_jersey
#new_mexico
#new_york
#new_zealand
#nicaragua
#nigeria
#north_america
#north_carolina
#norway
#oottia
#ohio
#pahificale
#pahio
#pahión
#pahión
#pahión
#pahión
#pahión
#oklés
#panama
# paraguay
#pension
#peru
#philippines
#poland
#politics
#portugal
#puerto_rico
#reunion
#romania
#russia
#rwanda
#rwanda
#rwanda_sinole saudi_arabia
#science
#scotland
#senegal .

Добавить комментарий